Кому выгодны споры о костях?

Жители Малуксы протестуют против закрытия песочного карьера «Кампеса»

До лета 2017 года песчаный карьер у озера Долгое был мало известен широкой публике. Несмотря на то, что существует предприятие уже около полувека.

Жители Малуксы протестуют против закрытия песочного карьера «Кампеса»
Братское кладбище в Малуксе помогла благоустроить компания "Кампес". voenspez.ru

С 1961 года здесь работало «Мгинское карьероуправление», а после его правопреемником стала компания «Кампес». Широкую известность предприятие приобрело летом прошлого года. В тот период компания как раз готовилась приступить к разработке нового участка. И тут представители поисковых отрядов вдруг заявили – песок добывают на местах захоронения бойцов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Позор и ужас! С этим заявлением поисковики отправились прямиком в СМИ, и лишь потом подключили госорганы. В итоге в августе 2017-го работы по добыче песка по предписанию… Комитета по культуре пришлось приостановить. Начались разносторонние переговоры с подключением администрации Кировского района Ленинградской области. И пока различные руководители ищут выход из довольно странной, возникшей на пустом месте ситуации, карьер молчит. Здесь уже уволили около полусотни человек. Если в ближайшее время дело не найдет логичного развития, увольнения продолжатся. Наши журналисты решили выяснить, а кому выгодны и чем могут обернуться для простых людей споры о костях.

Забота о предках – первостепенна

Сегодня на песочном карьере числится около 70 человек самых разных возрастов. Объединяет их не только место работы. Во-первых, большинство – жители Малуксы. Во-вторых, все они сейчас пребывают в состоянии крайней растерянности, и живут в ежедневном страхе остаться без заработка и средств к существованию. Никто не спорит – забота о погибших - дело благородное и нужное. Только вот, не все так однозначно именно в этой истории.

- Когда мы услышали, что собираемся добывать песок на месте массовых захоронений, у нас волосы дыбом встали! – не сдерживает эмоций генеральный директор «Кампеса» Герман Макаров. – Мы ведь сами все местные, здесь выросли. Для нас забота о памяти предков – дело первостепенное, и не менее важное, чем бизнес, который мы ведем, конечно же, не на костях, а на песке! Ранее мы действительно находили в карьере останки бойцов, но всегда относились к ним очень бережно. Сразу сообщали о находке в полицию, или местную администрацию. После этого прах со всеми почестями хоронили на братском кладбище в Малуксе. Но на новом участке останков просто не было!

Возмущение руководства поддерживают и простые работяги карьера. Так, машинист земснаряда Александр Рубцов, работающий на карьере уже 30 лет, уверяет, что с таким безобразием и обвинениями, что он и его коллеги делают деньги на костях, сталкивается впервые. Его товарищ – машинист экскаватора Александр Коростелев, приехавший на карьер молодым работником еще в 1983 году, солидарен в оценке и уверяет: «Никогда не видел, чтобы кто-то из наших наплевательски относился к человеческим костям».

То, что компании святость памяти о предках – первостепенна, подтверждают ее дела (которые, между прочим, документально оформлены). Благодаря «Кампесу» проводились работы по благоустройству на братской могиле советских воинов в Малуксе, было приведено в порядок и мгинское кладбище, три года назад в деревне Лезье на средства и с помощью предпринимателей установили памятник «Жертвам нацизма». Как-то слабо верится, что после всего этого компания вдруг кардинально переменила свое отношение к памяти предков… По крайней мере, в администрации в такое не верят.

- Эта компания многое делает для наших краев. Мы всегда были заинтересованы в том, чтобы здесь работали предприятия, для которых социальная ответственность – не просто слова, - заявляет глава администрации Мгинского городского поселения Станислав Соколовский.

voenspez.ru

«Нет карьера - нет деревни»

Поговорить с поисковиками сегодня хотят все жители деревни Малуксы. Почти все рабочие – оттуда. Для этого поселения карьер – градообразующее предприятие. Только вот, когда поднималась шумиха вокруг предприятия, людей, чьи судьбы связаны с ним напрямую, спросить забыли. А им есть что сказать.

- Малукса без «Кампеса» пропадет. Что, мало у нас в России умирающих деревень? Без цеха жизнь в деревне просто остановится! – не скрывает возмущения местный житель Владимир Антонов. – Компания построили в поселке жилые дома, детский садик, школы, содержит в порядке местные дороги. Куда мы без нее?

О том, что предприятие постоянно заботится о поселении, в котором живут его сотрудники, в Малуксе говорят все.

- Сколько раз приходили к нам на подмогу. Если зимой погрузчик угля в котельной сломается – всегда помогут. Пока нашу, местную технику ремонтируют, они нам свою выделяют, - еле сдерживает слезы местная жительница Наталья Марус. – А мастера-то с карьере чинят бесплатно, ни рубля не возьмут. И как Малукса будут жить без этого предприятия?

Как уверяют эксперты рынка недвижимости, в том, чтобы карьер работал, заинтересованы не только жители Малуксы. Песок отсюда используют бетонный завод в Кировске и кирпичный – в Павловске. Если эти компании останутся без песка с «Кампеса», везти его придется с других карьеров. А это запускает целую цепочку последствий. Стоить такое сырье, из-за удорожания логистики, будет существенно дороже, вырастет отгрузочная цена и, как следствие, себестоимость и рыночная цена недвижимости, которая строится с использованием «кампесовском» песка. Дальше – больше. Многим она станет недоступна даже в ипотеку, которую, по статистике, чаще всего берут молодые семьи. А не будет покупателя, начнут закрываться небольшие строительные компании. А это уже не полсотни безработных, а несколько тысяч человек. Вряд ли наши предки, которые боролись за то, чтобы над нашими головами было мирное небо и крыша дома, бились за такое…

А помнишь, с чего начиналось?..

Конечно, о том, к чему все приведет, если ситуация не разрешится в ближайшее время, говорить можно долго. И на этой картине не будет радужных тонов. Но давайте вспомним, как все началось.

Летом 2017 года представители двух поисковых отрядов – «Ингрия» и «Святой Георгий» заявили, что нашли на новом участке карьера кости. Вообще, само по себе странно, что при отсутствии точной информации о массовом захоронении, в одной локации синхронно начали работать сразу два отряда… Но не об этом речь. Интересно, что полиция, прокуратура и местная администрация узнали о «находках» из СМИ.

Доходило до смешного (а точнее абсурдного) – руководителям карьера указали на найденные кости, которые почему-то были завернуты в мешок из-под сахара. Современный мешок из-под сахара! Во время войны таких просто не было.

Интересно и другое – поисковые работы начались как раз в тот период, когда предприятие решило разрабатывать новый участок. Ни раньше, ни позже.

- Документы на этот участок готовились около трех лет, все знали, что он пойдет под карьер. Но тогда поисковые работы почему-то не велись! Начались они только, когда началась разработка участка, - сообщил заместитель начальника карьера Евгений Смолев.

- Мы знаем, что в окрестностях действительно есть захоронения 1246 стрелкового полка, но они находятся за территорией карьера. Неужели, вы думаете, мы бы стали вести разработку участка, оформлять документы, проходить множество проверок, зная, что в этом месте есть захоронения? – задается риторическим вопросом Герман Макаров.

Попытки прийти хоть к какому-то консенсусу с поисковиками ни к чему не привели. На одной из встреч, к которым была привлечена местная администрация, от общественников и вовсе прозвучало предложение… нанять поисковиков охранниками карьера. Чтобы они, если что найдется, сразу же сообщали в полицию.

За что бьются?

Возникшая ситуация породила немало споров и разговором среди поисковиков. Одна из версий подоплеки происходящего звучит так – для некоторых групп поисковая работа давно стали коммерцией. И если за найденные останки советских бойцов можно услышать сердечное «спасибо» от его родственников и потомков, то на передаче останков немецких офицеров, которых немало полегло в боях в этой местности, можно неплохо заработать. Хватает в стране, увы, и «черных копателей». Для них предметы быта солдат – просто клад. Ведь это раритет, который можно выставить на торги, выгодно перепродать. Конечно, даже думать о таком противно. Но то, что такие «поисковики» существуют – факт.

Впрочем, ситуация по спорному участку карьера все же может благополучно разрешиться. В свой план на 2018 год эти земли включил 90-й отдельный специализированный поисковый батальон Министерства обороны. А это значит, что переговоры будут вестись на межрегиональном уровне. И это хорошо, так как договориться с поисковиками на уровне местечковом не получается.

- Мы очень ждем, когда здесь проведут работы именно военные, - говорит Герман Макаров. - У нас нет никаких секретов, мы готовы к диалогу и совместной работе.

Ждут этого и жители Малуксы. Ведь, как только ситуация разрешится, карьер вновь заработает, а значит, есть шанс, что прежде сокращенные сотрудники вернутся на свои рабочие места.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру