Как и зачем антропологи восстанавливают внешность умерших людей

Князь Андрей Боголюбский, полководец Александр Суворов, адмирал Федор Ушаков и даже Иван Грозный на своих портретах или иконах выглядели вовсе не так, как в реальной жизни

Истинный их облик восстановили российские антропологи.

Князь Андрей Боголюбский, полководец Александр Суворов, адмирал Федор Ушаков и даже Иван Грозный на своих портретах или иконах выглядели вовсе не так, как в реальной жизни

Руководитель лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН доктор исторических наук Елизавета Веселовская рассказала «МК» в Питере», как реконструируют внешность древних людей и воинов Великой Отечественной войны, а заодно помогают Интерполу.

Череп на блюдечке

— Методику восстановления лица по черепу разработал знаменитый советский антрополог Михаил Герасимов. Созданная им технология сейчас постоянно совершенствуется. — рассказывает Елизавета Веселовская. — Приоритет российской науки в этой области признан во всем мире. Западные ученые часто приглашают нас для участия в своих проектах. Например, недавно по заданию Интерпола ученые из России, Израиля, Великобритании, США, Испании и Италии разработали единую методику фотосовмещения, благодаря которой в криминалистике можно идентифицировать неизвестный череп. Допустим, у нас есть пять фотографий людей, и надо определить, кто из них мог быть «владельцем» этого черепа.

— А как происходит реконструкция лица по черепу?

— Чтобы правильно реконструировать внешность, мы должны, во-первых, обладать знаниями о толщине мягких тканей различных участков лица у представителей разных этнических групп. Изначально ученые измеряли ее на трупах, а сейчас на живых людях, используя новый и более точный метод — ультразвуковую эхолокацию. Исследования по совершенствованию метода, начиная с Герасимова, проводились на территории бывшего СССР, и сейчас наши антропологи, и я в том числе, собрали огромный банк данных, которым пользуются по всему миру.

Знания о толщине мягких тканей могут позволить нам реконструировать, например, форму лба или скул, но вряд ли пригодятся при воссоздании ширины рта или формы носа. В этом случае используется уже другой метод. Дело в том, что существуют закономерности между отдельными элементами лица и подлежащими костными структурами. Например, если у человека широкая зубная дуга, то, значит, у него и широкая ротовая щель. Существует взаимосвязь и между размером головы и высотой уха.

Используя полученные данные, мы сначала создаем контурную реконструкцию лица на основе контура черепа. Затем выполняем графическую реконструкцию: контур лица переносим на лист ватмана и с учетом конфигурации костей накладываем тени, формируем глазную и ротовую области. В итоге у нас получается прижизненный художественный портрет. Можно пойти еще дальше и создать скульптурное изображение. Для этого на череп или его копию наносят специальный пластилин, толщина которого на разных участках соответствует стандартам нашего банка данных, жевательные мышцы лепят с учетом следов их прикрепления к костной основе. Затем с готового пластилинового бюста снимают форму для изготовления гипсовых или пластиковых копий. А череп возвращают в музей или склеп.

— Чтобы воссоздать облик человека, антропологам надо иметь его череп. Но, наверное, далеко не всегда он дожидается вас в прекрасном состоянии?

— Увы, очень редко черепа приносят «на тарелочке с голубой каемочкой». Поэтому предварительно мы должны провести очень непростую работу по реставрации костного материала. Как раз сейчас работаем над проектом восстановления облика павших в Великую Отечественную войну воинов. Нам приносят ящик с землей, и ее надо внимательно перебрать, чтобы найти там все косточки, каждый зуб. Это очень тяжелая работа. Но она была вознаграждена: в прошлом году по реконструкции, выполненной нами в лаборатории, удалось идентифицировать капитана, десантника Андрея Дмитриевича Вдовина. Мы знаем, что он родился на севере Орловской области, а погиб неподалеку от Старой Руссы: вместе с другими десантниками он пытался выбраться из окружения. К сожалению, мы пока еще не нашли родных Андрея Дмитриевича. Возможно, увидев его фотографию, откликнется кто-то из ваших читателей.

Восточные черты князя Боголюбского

— Облик каких исторических деятелей вы восстанавливали?

— Например, у нас был проект по реконструкции внешности Александра Суворова. Сначала мы изучали его скульптуры, портреты, бюсты. И оказалось, что где-то у Суворова прямой лоб, а где-то — наклонный. На одних портретах нос с горбинкой, а на других — прямой. Похожая история и с остальными чертами лица. Видимо, художники, рисуя Суворова, изображали полководца. Но если убрать узнаваемую прическу и костюм, то окажется, что на портретах Суворова попросту разные люди! К счастью, в мемориальном музее в Петербурге сохранилась посмертная маска Суворова. Мне удалось с ней поработать и сделать графическую реконструкцию реального облика генералиссимуса. В процессе работы перед моими глазами постепенно возникало очень мужественное лицо. Почему-то ни на одном портрете Александра Васильевича такой маскулинности не было. Не знаю, почему художники ему в этом отказывали.

— Были ли у вас еще случаи, когда реконструированная внешность не отвечала представлениям о том, как человек выглядел?

— Интересная история вышла с адмиралом Федором Ушаковым, реконструкцию внешности которого делал Михаил Герасимов. В 1942 году Сталин принял решение создать орден Ушакова для героев флота. Но проблема в том, что существовал лишь один портрет адмирала, да и тот не слишком вразумительный. Поэтому была создана специальная комиссия для воссоздания облика Ушакова. В нынешнюю Пензенскую область, на место захоронения Федора Федоровича, выехала экспедиция. По старым фотографиям исследователи отыскали склеп Ушаковых, вскрыли его и обнаружили на месте захоронения кости и маршальский погон. По последней находке стало понятно, что это могила именно Федора Ушакова. Когда Михаил Герасимов взял в руки череп адмирала, он тут же заявил, что изображение Ушакова на существующем портрете не имеет никакого отношения к действительности. В то время существовали определенные каноны, и лицо должно было быть благородных пропорций, то есть слегка вытянутое, с удлиненным носом. Реальное лицо Ушакова оказалось совсем другим: намного более выразительным и немного крестьянским. Например, у него был достаточно короткий вздернутый нос.

— Михаил Герасимов восстанавливал и облик князя Андрея Боголюбского. И оказалось, что князь больше похож на монгола...

— Понятие монголоидности довольно расплывчатое. Черты, которые мы приписываем монголам: набухшая складка век, широкие уплощенные скулы, встречаются и в европеоидных популяциях. Просто реже. С точки зрения ученого, особенно выраженной монголоидности в облике князя Андрея Боголюбского нет. Максимум что-то немного восточное. Но вообще это лицо, которое сейчас можно встретить в среднеевропейской популяции.

Две жемчужины из-под Владимира

— Вы реконструировали внешность не только героев сравнительно недавнего прошлого, но и облик наших совсем отдаленных предков. Например, двух подростков из знаменитого Сунгирского погребения на территории Владимирской области.

— Это жемчужина нашей лаборатории. Возраст погребения — 30 тысяч лет. Если учесть, что представители Homo sapiens появились на территории Европы 40 тысяч лет назад, то это самые первые насельники этой части света. Так вот, на месте этой верхнепалеолитической стоянки были обнаружены два захоронения: в одном находился взрослый человек, в другом — два подростка, лежащих друг к другу головами. Почему они похоронены именно в такой позе, мы не знаем. А вдоль всего погребения — огромные тяжелые копья, сделанные из бивня мамонта.

Похоронены предположительно два мальчика, одному 9–11 лет, другому — 12–14. Генетики считают, что они являлись довольно близкими родственниками, хотя внешне между собой не похожи. Причины их смерти неизвестны.

— Что может рассказать антропологам о наших предках это погребение?

— Очень многое. Например, по составу костей антропологи могут восстановить диету древнего человека. Эти подростки питались в основном мясной пищей. У младшего из них мы обнаружили искривление бедренных костей. Такое возможно, если его мать во время беременности болела диабетом.

Как я уже упоминала, эти подростки очень не похожи друг на друга. Это говорит о том, что расовые комплексы, которые характерны для современного человека, 30 тысяч лет назад еще не сформировались или были совершенно другими.

О том, как наши антропологи воссоздавали образ Ивана Грозного, читайте в группах «МК» в Питере» в социальных сетях facebook.com/mk.v.pitere и vk.com/mkvpitere.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру