Волонтеры Петербурга собрали 17 тонн выброшенных автомобильных шин

Свалка из покрышек — привычное зрелище для пригородов Петербурга

Их выбрасывают десятками, оставляя вдоль обочин дорог, пряча в лесах и парках. Покрышки не только портят своим видом обочины, они еще и представляют собой угрозу для экологии. Автомобильные шины можно и нужно перерабатывать, но автосервисы предпочитают просто выбрасывать их.

Свалка из покрышек — привычное зрелище для пригородов Петербурга

Проще выбросить, чем утилизировать

Каждый петербуржец, выезжая на природу в парк или в лес, обязательно на них натыкался — автомобильные резиновые покрышки, сваленные в беспорядочные кучи недалеко от дорог, давно стали привычным элементом пейзажа. При этом покрышки относятся к отходам четвертого класса опасности и требуют особого отношения при утилизации.

— Они представляют собой соединения полиароматических углеводородов и канцерогенных веществ, обладающих высоким уровнем токсичности, — рассказал «МК» в Питере» главный координатор проекта «Чистые игры» Дмитрий Иоффе. — При изнашивании они выделяют высокотоксичную пыль, вдыхание которой способствует развитию раковых заболеваний. В этих микрочастицах химических веществ больше, чем в выхлопных газах автомобиля! Выброшенные покрышки разлагаются более ста лет, загрязняя при этом почву, а токсины вымываются грунтовыми водами. Еще их часто поджигают, во время горения покрышек выделяются копоть и сернистая кислота.

При этом в Петербурге и Ленобласти, как и во многих других регионах России, покрышки систематически массово выбрасывают куда попало. Это делают и сами автолюбители, которым надо как-то избавиться от старых шин. Некоторые шиномонтажи предлагают сдать их на утилизацию за 100 рублей с колеса, но не все готовы тратить 400 рублей — проще выкинуть. Иногда шиномонтаж соглашается принять колеса бесплатно, но владельцы автосервисов поступают не всегда чистоплотно и иногда просто выбрасывают накопившиеся от клиентов шины куда-нибудь в лес, не пытаясь действовать по правилам. Отчасти это связано с пробелами в самом законодательстве: утилизировать шины можно, только имея специальную лицензию, а по недавно принятому закону, с 2019 года их даже нельзя захоранивать на полигонах — то есть на обычных свалках.

— Хотя покрышки можно отправлять на вторичную переработку, из них делают резиновую крошку, которая в дальнейшем служит сырьем для бесшовных и плиточных покрытий, их добавляют в бетонные конструкции, используют при дорожном строительстве, — перечисляет Дмитрий Иоффе. — При этом на переработку охотно принимают шины от грузовых автомобилей (там есть еще и металл, на котором тоже можно заработать) и только в хорошем состоянии.

В иных случаях шиномонтажам предлагают платить за утилизацию: за одну тонну легковых покрышек просят четыре тысячи рублей, за тонну грузовых шин — от трех тысяч рублей. Естественно, проще выкинуть колеса на несанкционированную свалку и забыть про них.

Кладбище из шин

В начале этого сентября активисты движений «Мусора.Больше.Нет» и «Чистые игры» решили поднять проблему выброшенных покрышек, устроив экологический квест под названием «Охота на колеса». Поучаствовать в «охоте» могли все желающие — нужно только было собрать команду, найти свалку из колес, сфотографировать ее, включив геолокацию, выложить в соцсеть, чтобы она автоматически появилась на карте. Свалками покрышек считаются те места, где их более десяти штук. За каждую найденную шину команде начисляется один балл. Дополнительные баллы полагаются, если команда не только найдет и сфотографирует склад колес, но и самостоятельно вывезет их на пункты утилизации. Тот, кто наберет большее количество очков, объявляется победителем и получает призы.

— Квест проводился в радиусе 50 километров от КАД, — объяснил Дмитрий Иоффе. — Это наш первый подобный «покрышечный» опыт, поэтому команд пока было не более десятка. Но им удалось добиться впечатляющего результата: выявили 43 несанкционированные свалки с двумя с половиной тысячами покрышек. Собрано около 17 с половиной тонн шин, из них 12 тонн уже отправлены на утилизацию, пять тонн подготовлены к вывозу. Вывоз — одна из самых трудоемких задач, в этом нам помогали 130 волонтеров.

География свалок из шин оказалась весьма обширна. «Перекрёсток Ситцевой и Торфяной улиц. Приморский район. Лежат на газоне в деревьях, с дороги не видно», — вывешивает на стене группы «ВКонтакте» фото Алексей Авидонов. «Эти покрышки лежат уже не первый год в Выборгском районе Лен­области (примерно 115 км трассы «Скандинавия») в лесу (у лесной дороги), недалеко от бензоколонки «Арис» в сторону Выборга», — присылает фотографию настоящего «кладбища из шин» Надежда Морозова. Гаражи в районе Кудрово на границе Невского района Петербурга и Ленобласти тоже завалены шинами. В районе озера Гарболово они валяются уже так давно, что заросли травой и кустами. В районе Токсово кто-то сбрасывает шины прямо в болото, во всеволожском парке часть покрышек уже сгорела — их кто-то поджег.

— Оказалось, что самые замусоренные покрышками — Всеволожский и Ломоносовский районы Ленобласти, — говорит Дмитрий Иоффе. — Очень много шин вокруг КАД, склад из 300 штук участники обнаружили у деревни Огоньки. Конечно, то, что мы собрали, — это капля в море, по-хорошему такие акции надо проводить каждый месяц, причем в разных районах города и области. Есть идея пригласить к сотрудничеству автозаправки — они могут открыть у себя пункты приема старых покрышек, сдавая их затем на переработку. Для них это будет отличная реклама их экологической сознательности, да и автолюбителям будет удобно.

Лебеди и дикие звери

Автомобильные покрышки можно использовать и в творческих целях. В СССР, а потом и в России из них делали клумбы на детских площадках или вырезали лебедей в палисадниках. Кстати, экологи предостерегают, что разогретые в жаркую погоду автомобильные шины могут выделять высокотоксичные соединения, поэтому размещение покрышек на детских площадках категорически не рекомендуется. Но на Западе, тем не менее, из покрышек создают настоящие произведения искусства! Например, канадский художник Блейк МакФарланд из Торонто, являясь защитником окружающей среды, использует стершиеся шины для создания скульптурных композиций. Покрышки он режет на мелкие лоскутки, из которых потом получаются дикие зубастые звери, человеческие фигуры или просто красивые вазы. По его словам, на каждую скульптуру уходит от 100 до 400 покрышек и около месяца времени.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 13 сентября 2017

Заголовок в газете: Охота на покрышки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру