Врачи не любят это слово
Первая информация о заболевших появилась в начале августа — отдыхающие в Анталье, Аланье, Сиде рассказывали в интернете о странном заболевании, буквально «выкашивающем» детей в отелях — с высокой температурой, доходящей до 40, сыпью на руках и ногах, язвами в ротовой полости, расстройством кишечника. Заболевали не только дети, но и взрослые. Кто-то — на курорте, кто-то — уже приехав домой.
«Заболели на третий день отпуска, — написала на одном из мамских форумов петербурженка Ирина Герина. С двумя детьми и мужем она приехала в Белек. — Сначала у дочки скакнула температура, потом появилась сыпь на ногах, кожа на стопах стала облезать. Когда вызвали врача, оказалось, что в нашем отеле мы совсем не первые заболевшие. Потом с температурой свалился муж. У меня заболело горло. Лазарет!»
«Сын весь день купался в бассейне, а на следующее утро стал жаловаться на горло. Посмотрела — все в каких-то язвочках. Местный врач говорит, мол, ангина, прописал антибиотики. В интернете пишут, что гуляет какой-то кишечный вирус по отелям. Вот теперь не понятно, давать антибиотик или подождать. Страшно», — пишет в ответ другая питерская отдыхающая из Аланьи.
Сначала этот недуг называли просто «кишечным вирусом», но когда стало понятно, что речь идет о конкретном вирусе Коксаки, то чрезмерным количеством жалоб заинтересовались СМИ и Роспотребнадзор. Турецкие власти отрапортовали, что никакой эпидемии нет. В интернете начались бурные споры: одни утверждали, что подобного рода вирусы в массовых местах скопления детей в жару — норма, а шумиху вокруг «страшного Коксаки» развели специально, чтобы таким образом запугать людей и «переориентировать» их на отдых на родных курортах. Якобы ни в одном иностранном СМИ нет ни единого упоминания о турецкой напасти, получается, что от Коксаки страдают только русские туристы? Другие говорили, что переболели этим вирусом лично и врагу не пожелают такого отпуска. А иностранцы массово не болеют, потому что, в отличие от русских туристов, предпочитают маленькие отели или апартаменты сетевым гигантам со «всем включено» и детской анимацией. Многие жаловались, что турецкие врачи стараются слово «Коксаки» не произносить, записывая в бумагах то тонзиллит, то ОРВИ.
Старый знакомый на морских курортах
Роспотребнадзор организовал горячую линию, позвонив на которую, можно было рассказать о своем заболевании и получить консультацию. За несколько дней обратилось более 800 туристов. Были и те, кто заболел прямо перед вылетом домой — турецкие таможенники не пустили «пятнистых» отдыхающих в самолет, им пришлось через страховую компанию покупать новые билеты и бронировать гостиницу до полного выздоровления. Эпидемиологическую обстановку на некоторых курортах Средиземноморского побережья Турции уже официально назвали «неблагоприятной», после чего пообещали возвращать деньги за путевки тем туристам, которые решат не ехать на море, опасаясь заразиться. Впрочем, массовой отмены туров пока не последовало. Многие опасались, что деньги им вернут не в полном объеме, да и упускать шанс погреться на море не хотелось. Чтобы минимизировать риски заболевания, передающегося воздушно-капельным путем и алиментарно (то есть через рот), кто-то спешно поменял отели, отдав предпочтение маленьким гостиницам, где нет большого скопления детей. Не ходить в детскую комнату, почаще мыть руки, не купаться в бассейне, пить бутилированную воду и не глотать морскую — такие «правила безопасности» при Коксаки. Маленькие дети заражаются, ползая по песку — вирус передается в том числе и через частицы фекалий, от которых никуда не деться на людных пляжах.
— Можно детям анаферон за неделю до вылета начать принимать, по одной таблетке утром натощак, — посоветовала читателям «МК» в Питере» петербургский педиатр, победитель конкурса «Любимый врач» Ольга Владимирова. — Вирус, как правило, протекает без осложнений.
Кто-то решил поменять курорт и вместо средиземноморского побережья поехать на Эгейское море — в турецкие Мармарис или Бодрум.
— У нас про Коксаки никто слыхом не слыхивал, — рассказала «МК» в Питере» Ксения Кара, бывшая жительница Петербурга, работающая в одном из отелей Мармариса. — Я сама узнала от мамы. Никто из гостей тоже не спрашивает, видимо, все знают, что это в основном в Анталье происходит.
Впрочем, оказалось, что Коксаки — давний знакомый многих туристов, вспышка этим летом — далеко не первая. Любители морского отдыха сталкиваются с Коксаки каждый год не только в Турции, но и в Греции, Болгарии, Сочи. Чаще всего зараза цепляется к туристам в самые жаркие месяцы — июль и август. Хотя бывают и исключения.
— Мой 9-месячный сын в прошлом году заболел в Протарасе, на Кипре, — рассказала «МК» в Питере 34-летняя Елизавета Брагина. — Высокая температура, обезвоживание, высыпания на слизистых. Врач от страховой компании сказал, что это грибковая инфекция, прописал антибиотики. Мы засомневались в диагнозе, ребенку становилось хуже, поехали в другую клинику. Там поставили уже правильный диагноз — Коксаки или, как они называют, болезнь «рука-нога-рот». Антибиотики отменили. Через три дня все прошло.
Коксаки может дать и осложнения — в виде присоединившейся бактериальной инфекции, иногда взрослые переносят этот вирус тяжелее детей — им приходится лежать под капельницей и еще долго восстанавливать иммунитет, который сильно страдает от вирусной атаки.
МК-инструкция
Возможно, вы подхватили вирус Коксаки, если у вас...
— высокая температура;
— ломота в суставах;
— рвота, диарея, боли в желудке;
— пятна или волдыри на стопах, кистях, на слизистых оболочках;
— облезает кожа на ступнях.
Кишечный ад Адлера
Каждый сезон какой-то из курортов претендует на звание «антигероя». Если в этом году в разгар отпусков все ополчились на Средиземноморское побережье Турции, то в прошлом году ужасы писали про Адлер и Сочи. «МК» в Питере» общался тогда с семьями, отдыхавшими в Адлере в июле и в первый же день после купания получившими серьезные отравления. «Больницы забиты отравившимися, после нашего вызова скорая ехала пять часов, говорили, что перегружены вызовами, в аптеку возле отеля очередь была как за мороженым», — вспоминала неудавшийся отдых петербурженка Юлия Раевская. Местные сочинцы о проблеме знают и не купаются в море в черте города, когда температура воды поднимается выше 25 градусов и превращается, по их словам, в «кисель». Почему в прибрежных водах так много болезнетворных бактерий — до конца не понятно. Кто-то грешит на недостаточно соленое Черное море (соль убивает бактерии), а экологи-активисты уверены, что проблема в плохих очистных сооружениях, ведь в местных деревнях зачастую сливают канализацию в горные речки, которые впадают прямо в море.
Какие правила надо соблюдать на курорте, чтобы не подцепить инфекции, читайте в наших соцсетях vk.com/mkvpitere, facebook.com/mk.v.pitere.