Кадровая чехарда в Коми уже принесла свои цветочки

Ждать ягодок от массы арестов, лишений депутатов мандатов, слияний и упразднений министерств становится страшновато

Республику Коми продолжает незримо для жителей других регионов трясти. Причина? Тут мнения разделяются. Народ, который уже устал безмолвствовать, считает, что в реформах проводимых руководством региона. Прокуратура уверена, что виной всему – безалаберное отношение чиновников и депутатов к своей работе и закону. Власть в свою очередь пеняет на прокурорских сотрудников, которые «кошмарят» министерства и запугали чиновников проверками, что сильно мешает им работать.

Ждать ягодок от массы арестов, лишений депутатов мандатов, слияний и упразднений министерств становится страшновато
Поиск виновных и вычисление ущерба от пожара нефтяном месторождении имени Алабушкина займет много времени. Фото: savepechora.ru

А вы, друзья, как ни садитесь...

Реформу объединения ведомств глава региона начал проводить еще будучи врио губернатора. Тогда, осенью 2015 года, он заявил о слиянии Министерства образования и Агентства Коми по молодежной политике. Решение пояснил так: «Я никогда молодежь не разделял с образованием. В этой политике должен быть единый подход. Надо просто заниматься делом. А как эта оболочка будет называться, это второе дело».

Спустя год, 17 октября 2016 года глава республики Коми решил, что это направление деятельности стоит продолжать. В итоге республиканская служба по тарифам (бывший руководитель и референт этой службы обвинены в получении взятки в особо крупном размере) влилась с Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства. Минсельхоз переименовали в министерство сельского хозяйства и потребительского рынка, передав последнему часть функций, в частности, выдачу лицензий на реализацию алкогольной продукции. Министерство массовых коммуникаций, информатизации и связи и вовсе ликвидировали, передав его полномочия администрации главы республики Коми.

На этот раз объяснение звучало более весомо, нежели слова об оболочках и их названиях. Как пояснил чиновникам, общественниками и жителям Коми новый руководитель администрации главы республики Михаил Порядин, подобные объединения позволят исключить излишний документооборот и сократить сроки согласования. Ну и, конечно, сократить расходы.

Но если эти слияния и упразднения пока что не вызвали широкого резонанса в обществе и видимых последствий, то объединение двух министерств с противоположными функциями не остался без внимания общественных организаций и жителей Коми. Речь об объединении Министерства промышленности и транспорта с министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. И теперь, по сути, защищать экологию должны те, кто наносит ей основной вред. Новое ведомство стало именоваться «Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта». Само понятие «охрана окружающей среды» из названия исчезло. В итоге непросвещенные граждане могут решить, что ведомство занимается скорее вопросами разведки, освоения и использования природных ресурсов, нежели их защитой. 

Бывший уже министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Роман Помиведкин такое решение назвал нелогичным.

«Мы работу не бросим. Может быть, принятое решение не совсем логичное. Но глава его принял. Придется работать в тех условиях, в которых работаем. В части надзора многое будет зависеть от руководителей министерства и принципиальной позиции инспекторов, которые останутся. Только так», - прокомментировал тогда указ чиновник.

Новый глава ведомства (бывший руководитель Минпрома), кандидат геолого-минералогических наук Сергей Герасимов напротив, ничего странного и нелогичного в слиянии двух министерств не видит. Свое мнение он аргументирует просто: Коми — регион ресурсный, а комплексное освоение ресурсов и охрана природы — две стороны одной медали. Правда, вот сложно представить, чтобы люди, работающие в одной ведомстве, вдруг стали друг на другу составлять документы о нарушениях и, при необходимости, требовать через суд восстановления справедливости. Странно это как-то будет. Не по-человечески.

Но и лишать республику Минприроды — тоже не по-человечески. В этом убеждены не только экологи и общественники, но и обычные граждане, которые поддержали уже ни один пикет экоорганизаций и сейчас ставят подписи под петицией, требующей отменить указ о слиянии министерств.

«Инициаторы объединения не скрывают, что это решение принято для ускорения процесса реализации проектов, связанных с вовлечением в промышленное освоение природных ресурсов», - говорится в петиции, под которой на сегодня подписалось 67 308 человек (напомним, в Коми проживает 850 тысяч человек, в столице республики — 245 тысяч — прим. ред.). Для того, чтобы документ попал на стол к главе республики, он должен собрать 75 тысяч подписей.

Возможно, со временем возмущения бы утихли, если бы новое ведомство показало свою активную позицию по охране окружающей среды и природных ресурсов. Но пока что жители Коми увидели лишь практически демонстративную отстраненность ведомства от решения проблем и выполнения профильных задач. Точки над «i» расставил недавний случай на нефтяном месторождении им. А. Алабушкина, где 10 апреля произошел взрыв на скважине с последующим возгоранием. Тогда владелец месторождения — компания «ЛУКОЙЛ-Коми» сразу, не дожидаясь проведения расследования соответствующими органами, сообщила что во всем виновен подрядчик, проводивший на скважине ремонтные работы. Говорят, что на место выезжала проверка. Правда, до сих пор не известно, к каким выводам пришли проверяющие и кто же, в действительности, виновен в случившемся. Скважина, между тем, продолжала гореть, а риск возникновения экологической катастрофы становился все реальнее. О том, что со стихией боролись аж 28 дней можно было узнать только от экологов-активистов и из короткого сообщения «ЛУКОЙЛ-Коми». 7 мая компания сообщила, что возгорание ликвидировано, на устье скважины установлено специально разработанное противовыбросовое оборудование, устье загерметизировано. В ближайшее время здесь собираются «провести мероприятие по глушению скважины». Все. Если бы в других регионах Минприроды било бы в набат и регулярно отчитывалось о том, как идет проверка, о масштабах ущерба, нанесенного окружающей среде и так далее, на сайте Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта республики Коми о происходящем на месторождении нет ни слова. Что довольно странно. Хотя, если учесть, что объединение ведомств с противоположными функциями — это, как минимум, нарушение равновесия в системе власти, довольно предсказуемо. 

Программу ветхого жилья тормозят прокуроры?

Впрочем, не все гладко в работе не только ведомств, переживших реорганизацию. Прокурор республики Коми на одном из отчетных мероприятий поставил неудовлетворительную оценку чиновников, занимающихся программой переселения людей из ветхого и аварийного жилья. При предыдущем главе республике Вячеславе Гайзере (сейчас он находится под следствием и является основным участником крупного коррупционного скандала и уголовного дела по взяткам и создании преступной группы — прим. ред.) этапы данной программы были провалены. После того, как полномочия с него были сняты, в республике много говорилось о том, что с новой командой у руля региона программа будет достойно реализована. Однако кардинально исправить ситуацию все-таки не удалось. Этапы программы так и не были выполнены до конца. Помимо этого, после того как программа была запущена, прокуратура республики выявила 1798 нарушений, вынесла 200 предписаний, 101 человек был привлечен к дисциплинарной и административной ответственности, возбуждено 28 уголовных дел.

Руководство Минстроя, отвечающего за реализацию программы, посетовало, что муниципальные чиновники стали бояться прокуроров и выполнять свою работу. Мол, господа обвинители, прежде чем ругать, выясняйте, почему какие-то дома не достраиваются, а квартиры не выкупаются государством. Может быть, в бюджете просто денег нет.

У прокурора другое мнение на этот счет. По словам Сергея Бажутова, программа сорвана прежде всего из-за низкой исполнительской дисциплины и безалаберности муниципальных чиновников.

Нарекания прокуроров вызывают не только чиновники, но и депутаты разных мастей. За 2016 год 49 сельских и районных народных избранников лишились депутатского мандата. Кто-то добровольно, кто-то — по решению судов. А все из-за… нежелания раскрывать данные о своих имуществе и доходах, хотя по закону государственные служащие должны ежегодно декларировать свои доходы. Как пообещал прокурор республики, проверки пройдут и по итогам декларационной кампании 2017 года. И не исключено, что количество депутатов вновь уменьшится.

Вот и получается, что почти все бывшее руководство республики сейчас протирает скамьи в СИЗО и на скамье подсудимых. Новые глава региона пытается уследить за всем сразу, имея довольно малочисленную команду и короткую скамейка запасных, увеличить которую из-за отсутствия кадров не получается. Попытки же «оптимизации» пока что заметных результатов не дали, при этом продемонстрировав, что при довольно крупном ЧП ситуация может выйти из-под контроля. Если бы речь шла о колонии, то тогда в ситуацию давно бы вмешалось государство колонизатор, но так как речь идет о самостоятельном «ресурсном регионе» предугадать, как будет развиваться ситуация и чем обернутся всем оптимизации, невозможно. Остается только наблюдать.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру