Ознакомление в ускоренном режиме
Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере вывоза и ввоза культурных ценностей» был внесен в мае главой комитета Госдумы по бюджету и налогам Андреем Макаровым и зампредом комитета по культуре Екатериной Кузьмичевой (оба — представители партии «Единая Россия». — Прим. ред.). Позже его соавторами стали еще шесть депутатов из «Единой России». Многие участники заседания даже не успели прочитать текст законопроекта (он был привнесен в ГД накануне), но «Единая Россия» просто продавила его принятие в первом чтении.
Законопроект вызвал неоднозначную общественную реакцию и массу протестов. С резкой критикой концепции выступила первый заместитель председателя комитета ГД по культуре Елена Драпеко из фракции «Справедливая Россия».
Елена Драпеко много лет занимается сохранением и развитием культурных традиций России, заботится об охране и защите культурного наследия. Она уверена: принятие законопроекта может привести к массовому оттоку культурных ценностей из России.
— Без внятных и обоснованных причин, лишь под прикрытием развития арт-рынка принципиально меняется концепция базового закона, его основные понятия и принципы, — поясняет Елена Драпеко.
— Данные изменения полностью разрушают действующую систему государственного регулирования в сфере вывоза и ввоза культурных ценностей.
На руку олигархам
Законопроект, в частности, предусматривает отмену таможенных пошлин при вывозе ценностей за рубеж. Депутат уверена, что эта поправка принимается в угоду олигархам.
— Законопроект Макарова может продвигаться в интересах богатых коллекционеров и коммерсантов, — заявила эсер Елена Драпеко. — Я считаю этот законопроект вредным, созданным для наших олигархов, которые накупили ценностей, а вывезти их и продать на зарубежных аукционах не могут. Если Петр Первый прорубил в Европу окно, чтобы черпать оттуда опыт и знания, то эти люди прорубили широкую двустворчатую дверь, в которую теперь потащат ящики с сокровищами, нажитыми столетиями нашими с вами предками.
«Обладатели суперраритетов, приобретенных в России в пору финансового благополучия, хотят иметь возможность вывозить их для продажи на аукционах, — вторят депутату пользователи социальных сетей. — В других странах таких беспрецедентных шагов в направлении беспрепятственного вывоза культурных ценностей не делается!»
Участники обсуждений вспоминают дело экс-министра финансов Московской области Алексея Кузнецова, у которого нашли произведения искусства стоимостью 100 миллионов евро: «Не для того ли, чтобы вывезти добро, создаются подобные лазейки?» И приводят в пример ситуацию с покупкой Виктором Вексельбергом яиц Фаберже: коллекционер провел несколько выставок в России, а потом вывез шедевры за рубеж.
Елена Драпеко намерена жестко бороться с законопроектом, который лоббирует интересы олигархов. Автор законопроекта Андрей Макаров причины инициированных им поправок не комментирует.
Таможенные ножницы
История, связанная с принятием и отменой платежей за право вывоза культурных ценностей, длится уже давно. Законом РФ от 15.04.1993 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» был установлен порядок взимания сбора, однако его ставку правительство не установило. Государственный таможенный комитет в письме от 02.11.1993 01-13/10907 постановил вывоз с оплатой экспортной таможенной пошлины в размере 100 процентов от оценки, указанной в свидетельстве на право вывоза. В конце 1990-х годов письмо было признано утратившим силу, сбор перестал взиматься.
В 2005 году в Налоговом кодексе РФ появилась глава «Государственная пошлина», где, в частности, установили пошлину за право вывоза культурных ценностей: 5 процентов стоимости для ценностей, созданных менее 50 лет назад; 10 процентов — для тех, что старше; 0,01 процента от страховой стоимости за право временного вывоза. От уплаты освободили государственные и муниципальные учреждения культуры при временном вывозе своих фондов, а также авторов, вывозящих собственные произведения.
— Отмена таможенных пошлин облегчит жизнь не государственным музеям, а все тем же олигархам, — поясняет Елена Драпеко. — При этом существенно снизятся доходы бюджета, о необходимости пополнения которого все время говорят.
Расходы же, напротив, вырастут: потребуются значительные средства для создания новых ведомств, аттестации экспертов и прочего.
Советское — не ценное?
Елена Драпеко протестует против еще одного положения законопроекта, которое позволяет свободно вывозить из России культурные ценности «моложе 100 лет». Это противоречит положениям международных конвенций, направленных на сохранение культурного наследия. Ни в одной из конвенций культурные ценности не делятся в зависимости от времени создания, значение для мирового сообщества имеют «ценности религиозного и светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, истории, культуры, искусства, науки и т. п.» (Конвенция ЮНЕСКО, 1970 г.).
Именно поэтому в каждом государстве свой «набор» ценностей. Особенно это касается России с ее огромными культурными богатствами разных эпох.
— В законопроекте предложено культурные ценности объявить товаром, — говорит Елена Драпеко. — А все, что создано менее чем 100 лет назад, — не считать культурными ценностями. Принятие закона приведет к тому, что при ввозе любые предметы будут объявляться культурными ценностями для освобождения от налогов и пошлин. А при вывозе легко можно будет пропустить лучшие произведения русского авангарда, созданные после 1916 года, произведения советских художников 1920–1930 годов, включая проекты архитекторов советского конструктивизма, работы соцреализма и неофициального искусства 1950–1960 годов. Интерес к этим вещам в мире огромен, цены на «Сотбис» и «Кристис» пугают своими астрономическими размерами.
Утопией, по мнению депутата, выглядит идея составления реестров культурных ценностей: все государственное и так учтено, а составление перечня произведений в частных коллекциях вызывает массу вопросов и требует огромных бюджетных затрат.
Депутат также не намерена допустить, чтобы новый закон создавал поле для коррупционных схем при оценке культурных ценностей. Эта сфера и без того испытывает большое коррупционное давление — стоит только вспомнить массу скандалов, связанных со взятками и «вольной» оценкой «экспертами» культурных ценностей.
— Базовые положения о решении вопросов вывоза ценностей в проекте отнесены к подзаконным актам и к компетенции ведомств, поэтому проект необходимо изучить на предмет наличия коррупционных факторов, — уверена Елена Драпеко.
Культура побоку…
Особенно возмутительно, с точки зрения Елены Драпеко, то, что законопроект, который позволяет вывозить из страны культурные ценности, прошел мимо комитета по культуре.
— Если бы данный законопроект выносил на рассмотрение этот комитет, то он бы никогда не предложил текст, нарушающий интересы нашей национальной культуры, всего российского народа, — уверена Драпеко.
Подобные законодательные инициативы не могут приниматься только депутатами, необходимы широкомасштабные консультации со всеми заинтересованными сторонами, в том числе работниками государственных и муниципальных музеев, архивов, библиотек и иных хранилищ культурных ценностей, которые сталкиваются с проблемами их временного вывоза и ввоза. Ведь в России беспрецедентный по объему государственный музейный фонд — 95 процентов шедевров национального искусства — находится в государственной собственности.
Музейное сообщество пока пытается разобраться в предложенном законопроекте. Главное, по словам директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, «закон должен быть не для антикваров, он должен быть для музеев». Михаил Пиотровский направил министру культуры Владимиру Мединскому и председателю комитета Госдумы по культуре Станиславу Говорухину официальный отзыв на законопроект, в котором высказался за ужесточение мер по вывозу культурных ценностей. В письме он также указывает, что музейное сообщество не поддерживает меры, предложенные Андреем Макаровым.
Министерство финансов и Росархив оценили законопроект негативно. Отрицательное заключение было дано и комитетом ГД по культуре. Министерство культуры направило в правительство свои возражения и предложило целый ряд поправок, которые необходимо внести в законопроект.
…регионы тоже
Даже само внесение законопроекта в Госдуму не обошлось без нарушения процессуальных норм. Рассматриваемый законопроект относится к предметам совместного ведения субъектов и федерального центра, так как затрагивает вопросы сохранения культурных ценностей, а также архивного дела, которые 72-й статьей Конституции отнесены к общим вопросам культуры. Текст законопроекта обязательно должны были разослать за 30 дней до рассмотрения в субъекты РФ, а этого перед первым чтением не сделали. В частности, никто не спросил мнения Петербурга, а ведь Северная столица является едва ли не главной сокровищницей России. Если закон все-таки примут, об этом можно будет забыть.
Поскольку в первом чтении законопроект уже принят, срок рассылки его в регионы перед вторым чтением должен также составлять 30 дней. «А зачем направлять? — извивался на заседании господин Макаров. — Вывоз ценностей находится в ведении таможни, а не культуры».
Елена Драпеко также обращает внимание на необходимость согласования законопроекта с экспертами Коллегии ЕАЭС: документ полностью противоречит положениям права Евразийского экономического союза, которое предусматривает существование единой таможенной территории ЕАЭС и единого режима перемещения культурных ценностей. В противном случае, по мнению парламентария, выход России из Договора ЕАЭС в одностороннем порядке нанесет непоправимый ущерб имиджу нашей страны и сделает этот закон мертворожденным: другие страны будут работать по правилам Таможенного союза ЕАЭС, и вместо упрощения процедуры мы создадим для наших граждан коллапс на таможнях Казахстана или Белоруссии.
— Категорически нельзя согласиться с огульным разрушением сложившейся системы государственного управления ввозом и вывозом, — уверена Елена Драпеко. — Мы считаем, что в стране должен быть единый орган, отвечающий за сохранение культурных ценностей и их вывоз, — Министерство культуры. Напомню, что президент России Владимир Путин в Основах государственной культурной политики назвал одной из задач в области культурного наследия «практическую реализацию приоритета права общества перед имущественными интересами физических и юридических лиц». Вряд ли предлагаемый закон поможет в решении этой задачи президента.