Зверское импортозамещение: кто кормит российских животных

Бобики и Мурки перешли с заморских деликатесов на отечественные продукты

«МК» в Питере» продолжает инспектировать импортозамещение. Проанализировав различные сферы производства, можно с уверенностью сказать, что кризис в экономике закономерно привел к перераспределению покупок от дорогих к более бюджетным, а соответственно, от импортных к отечественным. Во многих отраслях российские производители смогли воспользоваться ситуацией. Особенно это заметно в выпуске продуктов, одежды, мебели. Еще одно направление, в котором местные компании могут противостоять зарубежным, — зооиндустрия. Товары для животных отнюдь не самые необходимые в тяжелые времена. Но с другой стороны, только в Петербурге как минимум в каждой второй семье есть какой-то зверь. Кризис и импортозамещение не могли не сказаться и на братьях наших меньших.

Бобики и Мурки перешли с заморских деликатесов на отечественные продукты
Фото Замира Усманова

Непричесанные, но одетые

До 2014 года рынок зооиндустрии развивался в России весьма активно, стабильно увеличиваясь на 8–10 процентов в год. Но, как только начался кризис, продажи резко упали. Все-таки большинство товаров для животных — не первой необходимости. Зверье вполне может прожить без новых игрушек, шампуней и лакомств.

— В конце 2014-го — начале 2015-го люди покупали только самые насущные вещи для своих питомцев, прежде всего корма, — говорит генеральный директор Союза предпринимателей зообизнеса Татьяна Колчанова.

Возрождение спроса началось с середины 2015-го. И параллельно толчок для развития получили отечественные зоопроизводства.

— За последнее время у нас в стране очень продвинулось изготовление одежды и аксессуаров для домашних животных. Прежде в этой сфере было засилье европейских товаров, потом добавились китайские, — рассказывает Татьяна Колчанова. — Но в кризис западные стали слишком дороги для большинства покупателей, а качество китайских по-прежнему оставляет желать лучшего. Их как делали из дешевых тканей, в которых животным жарко и душно, так и делают. Владельцы даже за малые деньги не хотят их покупать. Тем более что теперь отечественные фирмы научились шить одежку для собак и кошек на должном уровне, из нормальных тканей и привлекательных фасонов.

Это хорошо видно и в Петербурге. Хозяева квартирных четвероногих наверняка заметили, как за последние пару лет увеличилось предложение костюмов для их любимцев. Пошивом занимаются обычно небольшие фирмы — зооателье, работающие как по лекалам, так и на заказ.

— Кроме того, хорошо российским производителям удаются лежаки, подстилки и тому подобные аксессуары для кошек и собак, а также различные домики и прочие приспособления для грызунов, — перечисляет Татьяна. — Опять же выпуском таких товаров могут заниматься небольшие предприятия, открывать их не сложно, развивать тоже.

Помимо уже перечисленных позиций, в зооиндустрии российские компании стабильно удерживают лидирующие позиции по выпуску поводков и ошейников, особенно брезентовых, кожаных, металлических — от экономверсий до элитных.

До кризиса уверенно росли доходы и у груммеров — специалистов по стрижкам животных. Однако в 2015 году спрос на такую роскошь, как новая прическа для собачки или маникюр для кошечки, упал. И если в 2014-м в Питере хозяева приводили питомцев к зоостилистам в среднем 6 раз в год, то в 2015-м уже в лучшем случае 4 раза.

Кто кормит российское зверье?

Особая статья расходов большинства нынешних хозяев домашних животных — корма. Почти не осталось тех, кто стопроцентно кормит своих питомцев только натуральной пищей — приготовленной собственноручно. Российский рынок кормов оценивается примерно в 4 миллиарда долларов в год, а это около 85–90 процентов всей зооиндустрии в стране. И, к сожалению, он отдан на откуп иностранным компаниям. Доля импорта и продукции, произведенной в России, но на заводах, принадлежащих западным фирмам, составляет 80 процентов. Лишь пятую часть смогли отвоевать себе местные производители.

Однако в кризис крупнейшие зарубежные поставщики кормов — Mars (бренды Wiskas, Royal Canin, Pedigree, Kitecat, Cesar, Chappi, Sheba, Perfect fit, Dreamies) и Nestle (бренды Purina, Pro plan, Felix, Friskies, Gourmet, Darling, Dog/Cat chow) увеличили свое присутствие в России, открыв новые производства.

— Они делают корма из наших отечественных продуктов — в основном это касается мяса. Другие добавки по-прежнему импортируются, так как им просто не найти российских аналогов, — объясняет Татьяна Колчанова.

Серьезно противостоять международным гигантам российские компании не смогли. По словам Колчановой, открыть производство кормов для животных гораздо сложнее, чем цех по пошивке костюмчиков. Нужны солидные финансовые вложения, а главное, приобретение оборудования — импортного, так как отечественного еще нет.

— Нам уже не раз звонили, обращались за консультациями предприниматели, которые хотели бы начать подобный бизнес, но до реальных заводов дело пока не дошло. Иными словами, тенденции позитивные, надежды есть, еще немного — и дело сдвинется с мертвой точки, — уверена Татьяна Колчанова.

Развитию подобного производства способствует и увеличение выработки мяса в стране. Этому помогло введенное летом 2014-го нашими властями эмбарго на ввоз мясной продукции из стран ЕС и США.

Этим пользуются и крупные, зарекомендовавшие себя еще до санкций производители комбикормов и кормов для домашних животных. Прежде всего гатчинский завод (бренды «Наша марка», «Стаут» и «Терра»). А также предприятия Краснодарского края и Ростова-на-Дону. Некоторые фирмы даже смогли расширить свой ассортимент — например, компания «Иванко» стала выпускать несколько новых кормов под собственной маркой. Другая фирма — «Биосфера» — смогла в кризис расширить сеть продаж.

Но, как бы то ни было, цены почти на все корма за два года выросли от 40–50 процентов на отечественные марки и до 100 процентов, то есть в два раза, на привозные. На 30–70 процентов подорожали прочие товары для животных.

Ветеринария в загоне

Еще одна статья расходов владельцев домашних животных — их лечение. Зверье болеет, а также требует регулярных прививок. Как отмечают специалисты, отечественные ветеринарные препараты вполне конкурентоспособны — по качеству не уступают импортным, по цене — зачастую более доступные. Но вот убедить в этом хозяев очень сложно. Зарубежные лекарства и вакцины пользуются большим спросом, стереотип о том, что иностранное лучше, в этой сфере трудно искореним.

Впрочем, когда доходы населения уменьшились, отечественные препараты стали популярнее. Российские производители сейчас закрывают примерно 30 процентов рынка ветеринарных лекарств и вакцин (наиболее известные фирмы — «Арговетзащита», «Апи-сан» и «Хелвет»). Развиваться дальше пока сложно. Наращивать мощности, открывать новые линии не получается из-за нехватки средств. Кроме того, родные власти «подкинули проблем». С 1 января все предприятия, выпускающие ветпрепараты, должны будут соответствовать международному стандарту GMP (надлежащей производственной практики). А это не так-то просто — требуются модернизация, изменение технологий, подготовка сотрудников. На все опять же нужны деньги. И пока наши компании вкладываются в такую стандартизацию, тратят время и финансы, иностранные, уже сделавшие это, продолжают поставлять свою продукцию на наш рынок.

В подобной ситуации ждать развития отечественных ветеринарных производств не стоит. Однако эксперты отрасли надеются, что в будущем году, когда переход на GMP завершится, российские компании смогут вплотную заняться расширением ассортимента и выпуском новых препаратов. И уж совсем идеальной будет ситуация, если эти предприятия начнут не просто расфасовывать импортные субстанции или делать из привозных материалов таблетки (как это зачастую происходит сейчас), а приступят к созданию действительно собственных медикаментов.

МК-прогноз

По оценкам экспертов, в 2016 году рынок зоотоваров окончательно преодолеет кризис и вырастет на 15 процентов.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру