РАО открыло миру имена новых композиторов

В Санкт-Петербурге впервые прозвучали произведения победителей конкурса им. Шостаковича

02.03.2016 в 17:08, просмотров: 1331

В последний день февраля знатоки высокого искусства получили уникальную возможность оценить лучшие произведения победителей Всероссийского конкурса композиторов имени Д.Д. Шостаковича.

РАО открыло миру имена новых композиторов

Главной задачей этого музыкального конкурса, учрежденного в 2015 году по инициативе Российского авторского общества и агентства «Камертон», стал поиск талантливых авторов и поддержка их творчества. Большой концерт лауреатов в номинациях «Камерная музыка» и «Эстрадная и джазовая музыка» состоялся 29 февраля в Малом зале Санкт-Петербургской академической филармонии.

Особой и совершенно уникальной составляющей нового конкурса стало отсутствие возрастных ограничений для участников. То есть, на сцене можно услышать творения и начинающих авторов, и опытных мастеров. Всего жюри принимало работы в четырех номинациях, среди которых были также «Симфоническая музыка» и «Хоровая музыка».

«Российское авторское общество на протяжении всей истории своего существования содействовало и продолжает содействовать стимулированию творческой активности талантливых людей, – подчеркнул Сергей Федотов, генеральный директор Российского авторского общества. – Конкурс композиторов классической и эстрадно-джазовой музыки – еще одно подтверждение нашей приверженности этой традиции. Для конкурсантов из регионов это практически единственная возможность прозвучать в культурной столице и услышать свои сочинения в исполнении музыкантов высокого класса. Мы гордимся нашим конкурсом и итогами первого года его существования».

Провести и организовать столь значительное событие в мире музыки помогали Российский союз правообладателей, Российский музыкальный союз и Национальный фонд поддержки правообладателей. В первый же год работы конкурс собрал 98 композиторов из 31 региона России. Жюри выбрало среди них 17 лауреатов и дипломантов, причем финалистам и победителям полагалась солидная премия – от 50 до 300 тысяч рублей. Для многих участников из регионов это станет серьезным подспорьем в работе над новыми произведениями.

«Организаторами созданы прекрасные условия для участников конкурса, что очень приятно в ситуации, когда поддержка государства минимальна. Мы получили действительно внушительные премии, – говорит победительница конкурса в номинации «Камерная музыка» Лариса Долганова из Челябинска. – Мы понимаем, что востребованы и важны, и, самое главное, что наши произведения будут звучать».

В стенах филармонии, где в далеком 1926 году Дмитрий Шостакович исполнил свою знаменитую Первую симфонию, теперь звучат произведения первых лауреатов конкурса его имени – соната для фортепиано Лилии Родионовой, «Три песни Урсулы Ле Гуин» для сопрано и фортепиано Александра Скрипко, две композиции из цикла «Кому спели, тому и добро» Ариадны Карягиной, соната для скрипки и фортепиано Ларисы Долгановой, «Два стихотворения Арсения Тарковского» для голоса и фортепиано Игоря Воробьева и «Пульсар», музыка для семнадцати струнных Игоря Друха.

«Каждый композитор хотел бы, чтобы его произведение осталось в истории и достигло души слушателя, выразило чувства, которые порой невозможно описать словами. Каждый человек находит в произведении что-то необходимое для себя: гармонию, одухотворенность, отклик на свои чувства, ответы на внутренние вопросы. Победителям конкурса я желаю найти своих слушателей и быть актуальными в современном мире», –сказал Сергей Федотов.

«Конкурс абсолютно отражает то, как обстоят дела в современной музыке России. Сейчас пишется много стилистически разных интересных произведений, и все они востребованы слушателем, поскольку являются художественным отражением сегодняшнего дня», – отметил член жюри конкурса, декан теоретико-композиторского факультета Санкт-Петербургской государственной консерватории Антон Танонов.

Организаторы этого «музыкального соревнования» уверены, что у конкурса и его участников имеются большие творческие перспективы.

«У современных авторов сейчас очень много возможностей. Сегодня и в симфонической, и в камерной музыке можно найти самые неожиданные сочетания инструментов, мультимедийных проектов и симфонических исканий. Опираясь на многовековую музыкальную культуру разных стран, современные авторы стремятся не повторять уже сказанное, а сделать шаг за рамки устоявшихся форм и традиций. Современных композиторов много, об этом можно судить по количеству произведений, ежегодно регистрируемых в РАО, а также по количеству участников различных фестивалей и творческих конкурсов, которые проходят во многих городах нашей страны, – отметил глава РАО Сергей Федотов. – Возможно, новые произведения не так раскручены, не прошли проверку временем, к тому же не стоит отметать и финансовый вопрос. Не секрет, что филармонии предпочитают включать в концерты уже неохраняемые произведения, то есть те, которые перешли в общественное достояние. Именно поэтому РАО видит свою задачу в том, чтобы поддерживать и сохранять традиции русской классической музыкальной школы и вокального искусства, давать возможность молодым талантливым музыкантам и исполнителям достойно представлять наше искусство, как на Родине, так и за ее пределами. Стала уже традицией ежегодная помощь нашего Общества в проведении таких фестивалей симфонической музыки, как «Московская осень», «Санкт-Петербургская музыкальная весна», фестивалей джазовой музыки и камерного исполнительства».

В свою очередь генеральный директор музыкального агентства «Камертон», президент Филармонического общества Санкт-Петербурга Борис Березовский подчеркнул роль Российского авторского общества в выявлении новых талантов и пропаганде новой музыки, а также в высокопрофессиональной организации конкурса имени Д.Д. Шостаковича. «Я, как и все члены жюри, убежден, что новый конкурс российских композиторов, носящий столь обязывающее имя, станет серьезным и адекватным тестом действительного состояния современного музыкального искусства страны», – сказал Борис Березовский.

Напомним, Российское авторское общество занимается управлением авторскими правами на коллективной основе и объединяет более 26 тысяч музыкантов. РАО входит в состав Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC).

Общество не только помогает защищать права авторов, но и знакомит россиян с новыми яркими талантами в различных областях современного искусства.

«Я считаю очень благородным, что РАО, помимо выполнения своих обычных функций по сбору средств для выплаты правообладателям – это всемирная практика, и она сейчас у нас находится на очень высоком уровне, кто бы что ни говорил, – очень много помогает развитию музыкального искусства, – отметил тогда Анатолий Кролл. – Конечно, я даже не помышлял бы о проведении этих крупнейших музыкальных фестивалей, если бы не было поддержки РАО».

Авторское общество участвует в организации и проведении других крупных культурных событий, таких как: «Санкт-Петербургская музыкальная весна», Международный фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира» в Санкт-Петербурге, Всероссийский фестиваль симфонической музыки «Имена России» в Казани, фестиваль-концерт «Сергей Рахманинов-Гала», Международный джазовый фестиваль «Царь-джаз» и другие.