Сигнал поступил — опергруппа не приехала
По данным УФСИН по Петербургу и Ленобласти, электронные браслеты в нашем регионе сегодня носят около ста человек, приговоренных судом к домашнему аресту (всего в России 10 тысяч «браслетных сидельцев». — Ред.). Такой способ изоляции считается гуманным. Обычно в браслеты заковывают тех, кто совершил нетяжкие преступления либо болен и не может находиться в изоляторе во время следствия.
Это приспособление внешне похоже на большие наручные часы, оно крепится на ноге с помощью пластмассового ремешка. Есть стационарные устройства — они устанавливаются в квартире арестованного и действуют в радиусе 50–100 метров. Мобильные устройства умещаются в небольшой сумке и дают домашнему арестанту гораздо большую свободу перемещений. Он даже может ходить на работу. По словам сотрудников ФСИН, мобильный аппарат можно запрограммировать на маршрут «дом — работа», запретив посещение увеселительных заведений — кино, театров, ресторанов, футбольных матчей.
— Я вот уже четыре месяца нахожусь под домашним арестом, — рассказывает петербуржец Григорий Меренков (имя изменено. — Ред.). — У меня первая судимость. Нелепая драка в ресторане — и, как результат, год в «браслетах». Хорошо еще, что реально не посадили. Пока была зима, я легко прятал браслет под широкими зимними брюками. Но сейчас будет труднее — устройство крепится на лодыжке и выпирает. Некоторые коллеги по работе меня уже «разоблачили». Ведь я постоянно ношу под мышкой борсетку, в которой находится мобильное контрольное устройство. Размером оно с большой сотовый телефон с кнопкой SOS. По идее я могу в любой момент вызвать инспектора. Но, как я узнал, должен держать палец на копке почти минуту, чтобы сигнал дошел до пульта управления. В чрезвычайной ситуации это будет сделать невозможно. Мой браслет уже подавал ложные вызовы — когда я мылся в ванной, контакты замка окислились, и прибор расценил это как попытку расстегнуть ремешок. Однажды он среагировал, когда я вообще спал дома... Впрочем, никакая группа реагирования ко мне так и не приехала. Мне сказали, что инспекторы просто фиксируют сигналы тревоги в журнале и все.
По словам Григория, избавиться от браслета можно легко и просто — достаточно удлинить ремешок.
— На форумах в Интернете такие же горемыки, как и я, делятся опытом ухода от слежки, — смеется Григорий. — Браслет подает сигнал, только когда расстегнут ремешок. Но можно перепаять контакты, удлинить ремень и снять устройство. Говорят, многие так и делают.
Все браслеты ведут в тюрьму
Но сейчас Следственный комитет выяснил, что как в стационарных, так и в мобильных системах отсутствовали электронные блоки, отвечающие за обработку сигналов системы ГЛОНАСС. Выходит, браслеты — фикция? Дорогостоящие бесполезные «цацки»? Напомним, каждый браслет обошелся бюджету в 100 тысяч рублей, хотя реальная цена составляет от силы 10 тысяч.
В УФСИН по Петербургу и Ленинградской области туманно говорят, что «сбои в системе бывают», но никто из арестованных из-под наблюдения еще не уходил.
— Планировалось, что заключенных под домашний арест к 2016 году будет уже 300 тысяч человек, но это маловероятно. Электронные браслеты, с которыми живут осужденные, скоро начнут массово выходить из строя, — говорит Сергей Бородин, инженер конструкторского бюро «ЦНИПС 24». — Срок использования каждого — три года. Но в реальности браслеты служат еще меньше. Аккумулятор у них слабый. А условия их ношения таковы, что элементы питания просто не выдерживают нагрузки. В устройства попадает пыль, вода. Могут быть механические повреждения. Поэтому электроника часто дает ложные сигналы. Сейчас, когда поставка браслетов прекращена, а новых пока не выпускают, многие люди отправятся в места лишения свободы — альтернативы в виде домашнего ареста уже не будет.
Тем временем
Зэки подсчитывают убытки
В России зафиксировано уже несколько случаев, когда осужденные отказывались носить электронные браслеты, предпочитая домашнему аресту реальную тюрьму. Оказалось, что арестанты боятся повредить дорогостоящую вещь, за которую тюремное ведомство взыскивает полную стоимость — от 100 тысяч рублей и выше. По официальным данным, осужденные граждане уже потеряли или сломали электронные браслеты на общую сумму миллион рублей. По решениям судов они должны компенсировать утрату казенного имущества — до копейки.
Фото: daypic.ru