Сенатор Вадим Тюльпанов хочет приспособить питерское и московское метро для мамочек и инвалидов

В метро двух столиц могут появиться «розовые» вагоны

Идея, родившаяся в процессе поездки на работу, по мнению политика, сенсацией не пахнет. Но, неожиданно для него самого, вызвала небывалый резонанс. На два лагеря — поддерживающих задумку и критикующих ее — разделились не только рядовые жители мегаполисов, регулярно пользующиеся подземкой, но и коллеги Тюльпанова, предпочитающие служебные и личные авто. Между тем, как сообщил нашей газете экс-глава петербургского ЗакСа, намерения у него исключительно благие. 

В метро двух столиц могут появиться «розовые» вагоны

БЕДНЯКАМ — МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

История знает не один пример разделения пассажиров. Либо по классовому, либо по расовому признаку. В 1837 году в России появились пригородные поезда с жестким делением вагонов. Богатые ездили, уютно устроившись на мягких сиденьях с подлокотниками. В вагоне второго класса сиденья были мягкими, но уже без подлокотников. В вагонах третьего класса — «шарабанах», — которые шли сразу после локомотива, стояли жесткие лавки, но пассажиры предпочитали залезать под них, чтобы спрятаться от искр и непогоды — эти вагоны были без крыши. В 1838 году, чтобы поднять доходность перевозок, ввели вагоны и четвертого класса. Тут уже было не до «извините, подвиньтесь». На платформу набивалось по 100 человек. А чтобы все уместились, владельцы железных дорог убрали лавки, так что ехать приходилось стоя.

В Америке также были деления по классам, но чаще можно встретить упоминания о выделении в 1891 году «цветных» вагонов на железных дорогах южных штатов. Потом политики пошли дальше: афроамериканцев отделили от белых на всех видах общественного транспорта, в залах ожидания, столовых, ресторанах, отелях, на судах, в тюрьмах, на фабриках, в библиотеках, театрах, больницах, парикмахерских.

«РОЗОВЫЕ» ВАГОНЫ ВМЕСТО «ЦВЕТНЫХ»

Постепенно битва за демократию и равноправие искоренила «цветные» вагоны. В то же время транспортным компаниям, как и прежде, необходимо соблюдать меняющиеся со временем общественные требования. На смену «цветным» вагонам на железные дороги и в метро пришли «розовые». Их появление объясняется двумя причинами: либо желанием защитить женщин от сексуальных домогательств и насилия, либо необходимостью следовать религиозным устоям. По второй причине вагоны с розовыми полосами на борту появились в метро стран мусульманского мира: Дубае, Каире, Алжире. По шариату женщины не должны ездить рядом с мужчинами, посему они безропотно выстраиваются в очередь напротив «дамских» вагонов. Представителей сильного пола за поездку в них, например, в метро в Дубая, ждет штраф. В Каире же есть аж два вида вагонов «для дам». В тот, где нарисована зеленой краской девочка, мужчина может войти вместе с женой, если по какой-то причине не хочет оставлять ее одну. А вот в вагон с красной девочкой ему вход строго запрещен.

«Розовые» вагоны как средство спасения женщин от насилия и сексуального домогательства появились в Таиланде, Японии, Китае, Индии и Южной Корее. В Японии инициаторами выделения спецвагонов стали полицейские, когда ежедневное количество жалоб на тикан (эротоманов) начало переваливать за сотню. Впрочем, учитывая, что в час пик в том же Токио вагоны метро заполняются на 200–250 процентов, поневоле можно попасть в число тикан…

Помимо дам, в вагоны с наклейкой «Только для женщин» могут заходить исключительно мальчики школьного возраста и инвалиды. За соблюдением правил следят не только проводницы, но и сами пассажирки. Турист, незнакомый с правилами «розовых» вагонов, рискует узнать много чего интересного про себя и свои сексуальные предпочтения.

Как показала практика Японии, в итоге разделения вагонов довольны оказались все. Женщины радуются тому, что уменьшается риск быть «облапанной». Мужчины — возможности ехать в тишине.

В НАШЕМ МЕТРО — НЕ ДО СЕКСА

Член Совета Федерации Вадим Тюльпанов, высказывая идею о выделении женщинам вагонов, тоже думает о защите слабого пола. Но не от сексуальных домогательств, а от возможных случайных увечий.

— Родители с детьми иногда и не спускаются в час пик в метро из-за жуткой давки. Я был недавно в метро и видел, как страдают наши женщины, — сообщил «МК» в Питере» сенатор. — Для беременных, женщин с детьми, людей в колясках или на костылях поездка в метро — настоящее испытание. А у нас гуманное общество, мы должны заботиться о слабых. Поэтому я и высказал мысль о выделении вагонов для этих категорий граждан.

По мнению политика, «розовыми» могут стать головные вагоны составов. И в них должны ехать только мамочки с детьми до 14 лет, беременные женщины и инвалиды. Мужчина сможет попасть сюда только в качестве сопровождающего. Сенатор уверяет: отлучать мужа от коляски с ребенком или беременной супруги никто не будет.

А вот как определить на глаз возраст ребенка и беременность на ранней стадии — пока что вопрос. Ясно только, что лечь эта забота может на сотрудников метрополитена или полицейских, которые будут дежурить у первых вагонов, если те порозовеют. При этом Вадим Тюльпанов уверен, что и «проводники» будут дежурить лишь первое время. Буквально неделю. Мол, в России настолько законопослушные граждане, что быстро привыкнут к тому, что первый вагон не для мужчин и дам без детей. Конечно же, мамочки с колясками или детками могут ехать и в остальных вагонах, но тогда уже пусть на дискомфорт не жалуются.

ЧТО ДЕЛАТЬ С НЕЗАКОНОПОСЛУШНЫМИ?

— Такие, если и будут, то не более одного процента, — уверен сенатор. — Но, зная наших женщин, могу точно сказать: они быстро объяснят, куда мужчинам надо перейти.

Многие коллеги Тюльпанова, хоть и передвигаются чаще на личных и служебных авто, с пониманием отнеслись к инициативе. Но часть из них предложение политика не поддерживает. Сенатор и сам пока не спешит продвигать идею. Прежде чем лоббировать ее, он хочет узнать мнение экспертов транспортных компаний — насколько и в каком варианте возможно появление в России «розовых» вагонов. Завтра, 2 апреля, в Москве пройдет круглый стол, на который приглашены представители питерского и московского метрополитенов, Минтранса России, обществ защиты материнства и людей с ограниченными возможностями. После этого мероприятия идея Тюльпанова может трансформироваться в законченное предложение, а головные вагоны метро — «порозоветь».

КСТАТИ

Еще одна версия убийства Кирова

Есть мнение, что одной из причин убийства Сергея Кирова стало лишение сотрудника Института истории партии — разъездного инструктора Леонида Николаева — удостоверения уполномоченного, которое, помимо прочих благ, давало привилегию заходить в трамвай через передние двери. В марте 1934 года в институте шла мобилизация коммунистов на транспорт — людей отправляли работать на железной дороге. Николаев отказался, сославшись на состояние здоровья и наличие двух малых детей. И тут же лишился работы и удостоверения. Бывший партийный сотрудник сразу же начал строчить письма во все инстанции, обличая врагов и требуя вернуть ему работу. Писал Кирову, Сталину. Но руководящей должности и удостоверения не получил. В августе 1934 года у него родилась мысль о покушении. Мстить он решил Кирову, на которого был обижен не только за утрату удостоверения, но и за то, что подозревал в связи со своей женой. Последнее предположение, впрочем, не подтвердилось.

ПРОВАЛ ЭКСПЕРИМЕНТА В БРАЗИЛИИ

По пути Японии и Южной Кореи хотела пойти и Латинская Америка. В Рио-де-Жанейро закон о введении спецвагонов «для девочек» провалился к концу дня. Мужчины специально заходили в девичьи вагоны. А те, кто попадал случайно, искренне возмущались, когда служба безопасности просила их освободить вагон. Возмущены были не только мужчины, которых вдруг отделили от пышнотелых красоток, но и сами женщины. В конце концов метро в Рио — одно из популярнейших мест для знакомств. Возмущение обеих сторон достигло такого предела, что к вечеру власти отцепили «розовые» вагоны от всех составов.

Фото Замира Усманова и sveta-amur.livejournal.com 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру