Чтобы машины не танцевали
— Почему вы не справились с январским снегопадом?
— На зимний период 2015 года мы подготовили 1585 комбинированных уборочных машин (тех, которые выполняют несколько технических операций. — Ред.). Этого количества вполне достаточно, чтобы убрать, погрузить и вывезти выпавший снег толщиной от 5 до 8 сантиметров. Но когда за сутки выпадает больше 10 сантиметров и снегопад не прекращается несколько дней, то потребность в технике возрастает. Соответственно, увеличиваются финансовые затраты, а бюджет у нас один. Нам на год выделено 6 миллиардов рублей. Было бы больше, можно было бы увеличить количество как техники, так и водителей. Чем быстрее выполняются работы, тем дороже они стоят. Действительно, 13 и 14 января шел непрекращающийся снегопад — горожане испытывали временные неудобства. Но можно же ситуацию и переждать. В Европе на случай зимы никто никаких «пожарных команд» не содержит. Там снег разгребают два дня еле-еле, при этом вся жизнь останавливается — дети в школу не ходят. Для нас такое, конечно, неприемлемо.
— Как вообще в Петербурге убирается свежевыпавший снег?
— Как только пошел снег, у каждого моста и путепровода дежурят наши спецмашины. Таких мест сейчас 116. Еще в 145 местах дежурят тротуароуборщики. Как только на дорогах появляется гололед, техника едет обрабатывать опасные участки. Много лет назад самым аварийным у нас был Шушарский путепровод. Если опаздывали его обработать, то какая-нибудь тяжелая разогнавшаяся фура, не доехав до середины моста, обязательно сползала назад и разворачивалась боком, перегораживая дорогу. Сейчас асфальт посыпают противогололедными материалами. Когда снежка навалит больше четырех сантиметров, его сгребают плугом и подметают щеткой. После этого опять обрабатывают проезжую часть такими материалами, чтобы не было снежного наката — скользкого снега, уплотненного колесами автомобилей. Если резина без шипов, машина на нем «затанцует».
— Где труднее всего чистить снег?
— На тротуарах в центре города. Петербург строился в XVII–XVIII веках. И его центр — это каменный мешок, многие улицы рассчитаны под карету. В Петроградском районе есть тротуары шириной 70–90 сантиметров. Таких узких снегоуборочных машин, чтобы могли их убирать, у нас нет. А, например, на Кирочной улице осветительные столбы установили прямо посередине тротуара. Теперь этот участок пришлось перевести на ручную уборку. В результате затраты возросли в несколько раз.
Сравните: площадь проезжей части дорог в Петербурге составляет 40 миллионов квадратных метров, а площадь тротуаров — 15 миллионов. Но техники для очистки тротуаров у нас больше, чем для уборки проезжей части.
Белорусский засол питерских улиц
— Какова доля импортной уборочной техники в городе?
— Порядка 50 процентов. В 2010 году правительство города выделило 5 миллиардов рублей на обновление парка уборочных машин. На эту сумму было закуплено 655 единиц техники из Германии, Финляндии и Швеции.
— Сильно выросла стоимость ее обслуживания в связи с падением курса рубля?
— Действительно выросла. Запчасти, если нет аналогов, приходится покупать — выхода нет. Но это оправданно — импортная техника прочнее нашей. Она всегда на ходу, ремонтировать ее приходится реже.
— А как вы боретесь с наледью? Применяете специальные противогололедные материалы?
— Такие материалы стоят 45 тысяч рублей за тонну. Их используют в аэропортах. Но там площадь летного поля сравнительно небольшая. А у нас в городе площадь уборки — 55 миллионов квадратных метров. Поэтому такие противогололедные материалы мы себе позволить не можем. Раньше наледь дворники долбили ломами. Сейчас применяем в основном хлористый натрий. Это так называемая дорожная соль стоимостью около 3 тысяч рублей за тонну. На зимний сезон 2014–2015 годов запаслись 120 тысячами тонн. Дорожная соль отличается от обычной только степенью очистки. Раньше мы использовали нашу уральскую соль «Уралкалия». В последние годы закупаем белорусскую — она дешевле российской. Помимо хлористого натрия, также применяем ПГН «Бионод». Он состоит из нескольких типов солей и действует по-другому. Если от дорожной соли на поверхности льда образуются лужицы, то бионод прожигает лед насквозь, добирается до асфальта и только потом растекается лужей. Через час рыхлый снег сметают метлой или убирают лопатой. Стоит бионод порядка 13 тысяч рублей за тонну. Но у нас он остался еще с прошлой малоснежной зимы.
— Соль портит обувь петербуржцев и вредна для лап животных. Почему бы не перейти на песок?
— На зимний сезон 2015 года мы приобрели 50 тысяч тонн песка по 400 рублей за тонну. Для сравнения: лет 40 назад, в советские времена, песка заготавливали до полумиллиона тонн на город, который был в два раза меньше, чем сейчас. Мы сегодня тоже можем перейти на песко-соляную смесь: содержание соли в ней составляет 7 процентов от объема песка. Но из-за этой смеси по городу раньше гуляли пыльные бури, очень много взвеси висело в воздухе, особенно в сухую ветреную погоду. Попадая на трамвайные рельсы, а они ведь с канавочкой, песок перемалывался в дисперсную пыль. Люди задыхались. Песок в те годы у нас лежал везде до середины лета.
А соль на самом деле абсолютно безопасна — мы же ее едим, поэтому бояться не надо. Хотите — я и вас угощу. Кстати, все соли разный вкус имеют. Бывает, летом возьмешь помидорку и посыплешь ее, например, астраханской солью, которую нам раньше поставляли. Она очень вкусная.
— Дворники не пересаливают улицы Петербурга?
— Новая техника сейчас оснащена электронными дозаторами, которые четко фиксируют норму посыпки. Однако есть участки тротуаров, которые обрабатываются вручную. Ну и некоторые «ручники» рассуждают так: «Я сейчас в два раза побольше соли насыплю, чтобы вечером не ходить, не досыпать».
Почему Петербург не Финляндия
— А почему дороги у нас не посыпают гранитной крошкой, как в Финляндии?
— У нас в городе порядка миллиона квадратных метров обрабатывается гранитной крошкой. На второстепенных дорогах — в деревнях, где есть открытые водоотводы. На городских улицах гранитная крошка не применяется, так как она застрянет в канализационных колодцах и нарушит их работу, и тогда вода затопит наши улицы. В Финляндии ведь тоже не все гранитной крошкой обрабатывают, а только загородные незагруженные дороги — те, на которых за час проезжает не больше 200 машин. Специальный грейдер нарезает полозья на снежном накате и засыпает туда крошку. А мы чистим дорогу до чистого асфальта. Сейчас готовится федеральный закон, который допустит снежный накат и у нас — тогда в Петербурге можно будет применять финскую технологию.
— Несколько лет назад в городе ввели правило «Об ограничении движения транспортных средств» — водителей обязали ставить машины по четным числам на нечетной стороне улиц, и наоборот. Насколько этот проект оказался эффективен для уборки снега? Припаркованные машины вообще сильно мешают уборке города?
— Запаркованность очень большая. Ежегодно количество автовладельцев в Петербурге увеличивается примерно на 100 тысяч. Действительно, в 2009 и 2010 годах установили много дорожных знаков чет-нечет. Народ запутался. И если выйти на улицу, когда машинами забито все, то куда переставлять? Это просто нереально, чтобы одна сторона улицы оказалась полностью освобождена. В 2012 году мы разработали программу, по которой стоянка автомобилей в определенный день недели запрещается лишь на несколько часов. В основном ночью с 00:00 до 07:00. Такая схема сейчас действует на 542 улицах. Вначале она тяжело реализовывалась. Но жители к ней постепенно привыкли. И на сегодняшний день программа работает на 90–95 процентов.
Кстати
Нормативный срок устранения скользкости на проезжей части дорог — от 4 до 6 часов.
МК-справка
— За среднестатистическую петербургскую зиму выпадает около 1,60 метра снега.
— Зимой 2010–2011 годов выпало 3,5 метра, зимой 2009–2010 годов — 2,7, на конец февраля 2015-го — около 1 метра.
Фото Замира Усманова