Армия и флот
Петр I
В начале ХVII века численность российской регулярной армии, по разным оценкам, была от 50 до 100 тысяч человек. Но к 1724 году Петр смог увеличить ее до 230 тысяч. Для сравнения: в это же время в мощной шведской армии было не больше 100 тысяч военнослужащих.
— При Петре I наша армия стала одной из сильнейших в мире, — говорит Евгений Анисимов.
Чтобы достичь такого результата, Петр с 1699 года ввел рекрутские наборы. Причем если в 1700 году в армию набирали 20–30-летних мужчин, то уже с 1708-го под ружье поставили 16-летних юношей.
Примерно так же Петр I наращивал флот. За время своего правления он построил около 150 линейных кораблей и фрегатов и как минимум пару сотен галер. Всех же судов разных классов было построено больше 1000. В какой-то момент строительство превратилось в настоящий конвейер. В итоге сухопутная Россия при Петре I неожиданно для себя самой начала соперничать по количеству судов с морскими державами — Швецией, Францией, Великобританией (флот каждой из них насчитывал около 200 кораблей).
— По числу кораблей отставали мы разве что от Голландии, где их было 10 тысяч, — рассказывает Евгений Анисимов. — В какой-то момент Петр, понимая, что строительство кораблей все равно идет недостаточно быстро, начал закупать их у Великобритании.
Сталин
Весной 1918 года, к моменту создания Красной армии, в ней было около 200 тысяч человек. А уже к 30-м годам ХХ века военную службу в СССР проходили как минимум 5 миллионов. Более того, в период индустриализации в СССР была создана мощная военная промышленность, которая только за 4 года Великой Отечественной войны сумела выпустить около 97 тысяч танков, 130 тысяч самолетов, 472 тысячи орудий. В результате к 1945 году наша армия стала сильнейшей в мире.
А вот с флотом в 30–40-х годах все было далеко не так впечатляюще.
— Давайте не забывать, что Сталин не любил море, — рассказывает Евгений Анисимов. — И в отношении строительства кораблей мы существенно отставали от Запада. Германия сумела увеличить за годы войны свой подводный флот с 60 до 1113 лодок, а у нас их было всего две сотни. Зачастую в СССР использовали даже старые царские корабли.
Развитием флота по-настоящему занялись только в первое послевоенное десятилетие. Тогда у СССР появилось почти 200 новых надводных боевых кораблей и более 300 дизельных подводных лодок. А главное — появились и атомные подлодки. К концу 50-х годов военный флот СССР по своим размерам сравнялся с британским.
Индустриализация
Петр I
Проводя индустриализацию страны, Петр делал ставку на частных предпринимателей.
— Каждый человек, вне зависимости от его положения, теоретически мог основать завод, мануфактуру, — говорит Евгений Анисимов. — Ему из бюджета выделяли деньги и давали мастеров-специалистов. Правда, за таким частным предпринимателем государство очень пристально следило. Малейшая ошибка — и предприятие могли конфисковать.
Тем не менее, при Петре было создано с нуля около 200 предприятий — металлургических, горнодобывающих, текстильных, химических. Все эти мануфактуры занимались обслуживанием нужд армии, флота и двора. На остальные предприятия Петр практически не обращал внимания.
Император делал ставку на принудительный труд. На работы по постройке городов, верфей, каналов каждый год отправляли около 40 тысяч работных людей. А на предприятиях Урала не по своей воле трудились примерно 30 тысяч крестьян, которых приписывали к заводам насильно.
— Использование фактически крепостного труда работных людей в конечном счете оказалось неэффективным. И Петр это понял, — говорит Евгений Анисимов. — Первыми строителями Петербурга были как раз заключенные и работники, которых насильно сгоняли из губерний. Примерно к 1718 году император отказался от их «услуг». Однажды при строительстве какого-то дома он увидел две кладки — одну сделали «рабы», а другую — свободные подрядные люди. Работа последних была в разы лучше.
Сталин
При Сталине в СССР было построено несколько тысяч заводов и фабрик. К 1950 году промышленное производство увеличилось больше чем на 80 процентов по сравнению с довоенным. Например, по производству чугуна страна занимала второе место в мире после США.
— Я хочу вспомнить любимое выражение апологетов Сталина: «Он принял Советскую Россию с сохой, а оставил ее — с атомной бомбой», — говорит Борис Ковалев. — И наше государство уже почти было готово начать покорение космоса. Другой вопрос — какой ценой? Я как-то в архивах увидел переписку между Москвой и Дальним Востоком, откуда столицу просили увеличить квоту врагов народа, так как на лесозаготовках не хватало людей...
Образование
Петр I
Результаты реформ Петра в области образования весьма скромные.
— Было создано около 200 цифирных школ, в каждой из которых обучалось по 20–30 учеников, — говорит Евгений Анисимов. — Конечно, появились и профессиональные учебные заведения — артиллерийские, морские. Но и там училось в общей сложности около 100 человек. Еще меньше сотни своих подданных Петр отправил на обучение за границу.
Уровень грамотности в России во времена Петра существенно не изменился: только 1 процент населения умел читать и писать.
Сталин
При Сталине уровень грамотности вырос примерно в три раза. В начале ХХ века писать и читать умели только 20 процентов населения страны, а к 40-м годам — уже по меньшей мере 50–60 процентов.
— В 20-х годах прошлого века львиная доля бюджета в СССР тратилась на армию, спецслужбы и образование, — говорит Борис Ковалев. — Школы тогда открывались даже в самых маленьких деревеньках, где было 5–6 детей.
Репрессии
Петр I
Политический сыск во времена Петра вели два учреждения — Преображенский приказ и Тайная канцелярия.
— За все время правления императора было не больше двух тысяч репрессированных, — рассказывает Евгений Анисимов. — Но, тем не менее, уровень страха в стране был запределен. Народ даже говорил, что, если государь с утра крови не попьет, ему хлеб не естся. Например, при Петре I поводом для серьезного расследования могла стать бумажка с титулом государя, найденная, скажем, в сортире. При Сталине это, кстати, тоже было чревато печальными последствиями. В одном из архивов я прочитал, как в 1734 году пьяный мужик кричал на улице, что взорвет Кремль. И его за это арестовали. Похожую историю вспоминает Ольга Ивинская — возлюбленная Бориса Пастернака. В 30-х годах ее пьяный дебошир-сосед прокричал то же самое. И тотчас был репрессирован.
А в 1724 году Петр по всем губерниям и уездам разослал конверты, которые чиновники должны были вскрыть в один день. Это был приказ об аресте всех бездомных. Так страна на время избавилась от нищих. Всех арестованных отправили либо в армию, либо в богадельню, либо в тюрьму.
Сталин
По количеству репрессированных Сталин оставил Петра далеко позади. При вожде народов количество заключенных в лагерях выросло почти в 10 раз (по некоторым данным, в 1930 году репрессированных было около 180 тысяч человек, а в1953 году — 1 миллион 700 тысяч).
— Не подлежит сомнению, что при Сталине количество репрессированных было несравненно больше, чем при Петре, в сотни, в тысячи раз, — говорит Евгений Анисимов. — Речь шла о геноциде собственного народа, чего мы не можем сказать об императоре.
Налоги
Петр I
За время правления Петра налоги выросли в 3,5 раза. А все благодаря переходу от подворного обложения к подушной подати. В 20-х годах ХVIII века каждый житель страны платил казне примерно по 80 копеек. Но Петр I выдумывал новые налоги. Например, на бороды. Бесплатно носить их могли только крестьяне и духовенство. Остальные должны были платить: с царедворцев, городовых дворян, чиновников взимали по 600 рублей в год; с купцов — по 100 рублей; с посадских людей — по 60 рублей; со слуг, ямщиков — по 30 рублей ежегодно.
Сталин
Подоходный налог впервые был введен в России в 1916 году. Он составлял 3–10 процентов в зависимости от дохода. Казна пополнялась акцизами (на спиртное, табак, свечи, соль) и отчислениями прибыли госпредприятий и кооперативов. Сталинская налоговая реформа положила конец этой практике, и налоги с трудящихся стали расти как на дрожжах. Тяжелее всего приходилось крестьянам. С 1940 по 1951 год сельхозналог вырос в пять раз. Сталин, как и Петр, любил выдумывать экзотические поборы. Например, «сборы с лиц, играющих на биллиарде; целевой сбор с радиоприемников; налоги на охотничье-промысловых собак, а также на собачьи питомники».
— Был и холостяцкий налог, который накладывался на всех людей, достигших 18 лет и не связавших себя узами брака, — рассказывает Борис Ковалев. — Причем, если у семейных людей в течение года не было детей, то холостяцкий налог вновь взимался.
Император — первый большевик
— Еще во время революции поэт и переводчик Максимилиан Волошин писал, что Петр I — первый большевик, — говорит Евгений Анисимов. — Между великим реформатором Петром и Сталиным действительно много общего. Прежде всего, это насаждение прогресса через насилие, счастья — с помощью принуждения. И это вполне укладывается в общую парадигму русской истории.
Вот только отношение к «великим реформаторам» в России совершенно разное.
— Возможно, дело в том, что эпоха Сталина еще свежа в памяти людей, — считает Борис Ковалев. — Все-таки живы некоторые непосредственные участники тех событий, и люди, которые слышали истории о репрессиях от своих родных. Совсем другое дело — Петр, ведь его деяния — в глубине веков. И еще один важный момент. Для начала ХVIII века правитель наподобие Петра I ни у кого не вызывал удивления. На европейской арене наш император не очень-то отличался по своей жестокости от других властителей. Но то, что можно принять от человека ХVIII века, неприемлемо для первого лица государства в ХХ веке, когда мир уже всерьез пришел к такому важному понятию, как права человека. Сталин все-таки «старше» Петра на 200 лет, а значит, должен был быть мудрее...