Курсы выживания для велосипедистов

Корреспондент «МК» в Питере» училась грамотно нарушать ПДД на двухколесном «коне»

По статистике, в Петербурге порядка 1,5 миллионов велосипедистов. На тротуарах они то и дело врезаются в пешеходов, на дорогах их регулярно сбивают автомобили. А все потому, что наши велосипедисты не умеют правильно ездить по городу. Специально для них петербуржец Александр Кожанов открыл велошколу, где учит безопасно ездить по дорогам и тротуарам большого и совсем не велосипедного города.

Корреспондент «МК» в Питере» училась грамотно нарушать ПДД на двухколесном «коне»

Не нервируйте пешеходов

Петербургские новости пестрят сообщениями о пострадавших велосипедистах. На Арсенальной набережной машина сбила мужчину, перестраивавшегося в крайний правый ряд на слиянии двух дорог. На проспекте Металлистов велосипедист с букетом ехал по тротуару и не успел затормозить, когда из двора выскочила легковушка. К счастью, в обоих случаях велосипедисты не погибли, а лишь были травмированы. И в том и в другом случае аварий можно было избежать, если бы эти «водители педальных коней» ходили на бесплатные уроки к Александру. Корреспондент «МК» в Питере» поучаствовала в одном из таких занятий. На него собралось почти тридцать человек, в основном девушек на прогулочных велосипедах с корзинками и с широкими рулями.

— Это наш основной контингент, — говорит Александр Кожанов. — Парни обычно учатся ездить на «покатушках» городских велоклубов. Девушкам на такие тусовки выезжать страшно.

Александр и сам так учился. Три года отъездил как все — то по тротуарам, то по дорогам, а потом нашел единомышленников и понял, что гонять лучше только по проезжей части. По крайней мере, пока в городе не появятся нормальные велодорожки, чего в обозримом будущем не предвидится. С этого велоулитель и начинает теоретическую часть своего урока:

— На тротуары я вам выезжать категорически запрещаю. Только если вам панически страшно или вас занесло на окраины города и там по правому ряду несутся фуры. Во всех остальных случаях выезд на тротуар чреват столкновением с машинами, выезжающими со двора, пешеходами, собаками и открывающимися наружу дверями магазинов.

Александр пытается примирить велосипедистов со всеми остальными участниками уличного движения, он крайне не любит тех, кто мало того, что едет по тротуару, так еще и сигналит звонком пешеходам, прося уступить дорогу. Это только раздражает людей и настраивает их против велосипедистов.

— Лучше повесьте клаксон, его хотя бы водители слышат, им сигналить можно и даже нужно, — рекомендует Александр.

Второй категорический запрет — ездить по встречке. Пешеходов учат ходить по обочинам загородных дорог навстречу едущим автомобилям. Но некоторые велосипедисты почему-то переносят это правило на себя и пытаются так ездить по Петербургу.

Пустое место для гаишника

Потрясая книжкой с правилами дорожного движения, Кожанов называет ее чуть ли не библией велосипедиста, а потом диктует ряд исключений. Например, правила категорически запрещают ездить по выделенным полосам кому-то, кроме общественного транспорта и экстренных служб. А Александр учит, что «выделенка» — самое место для велосипедиста — пешеходов нет, машин нет, если сзади приближается автобус или троллейбус, то можно быстро спешиться, перетащить велосипед на тротуар, там переждать и снова вернуться на дорогу. Вроде как и овцы целы, и волки сыты. Возмутиться могут только гаишники.

— В таком случае предложите им сами проехаться на велосипеде, например, во втором ряду на Невском. Все вопросы сами собой отпадут, — уверен Александр Кожанов. — Но вообще мы для гаишников пустое место. Прав у нас нет, номеров тоже, паспорт дома можно забыть, нас практически невозможно привлечь к ответственности, да и штрафы маленькие — 200–500 рублей. К тому же для того, чтобы выписать штраф велосипедисту, нужен специальный бланк, большинство инспекторов его никогда в глаза не видели.

Еще ПДД предписывают велосипедистам ехать «только в один ряд возможно правее».

— Но если справа припаркованы машины, то от них лучше держаться на расстоянии около метра, чтобы не въехать на скорости в неожиданно открывшуюся дверь автомобиля. Я в таких случаях не стесняюсь занимать всю полосу, — признается велоучитель.

Александр не стесняется, кроме того, выезжать за стоп-линию на перекрестках и вставать под носом у машин, иногда даже во втором ряду, если надо повернуть налево.

— Водители иногда ворчат, что так нельзя. Пусть ворчат, но зато они меня видят и не собьют, когда загорится зеленый, — объясняет Кожанов.

Смотри водителю в глаза

На практическом занятии, которое последовало после часа теории, несколько инструкторов катались с учениками по реальным дорогам и на практике учили переезжать перекрестки, безопасно поворачивать направо и налево.

— Смотрите в глаза водителям, убеждайтесь, что они вас заметили, — приговаривал Кожанов. Еще он учил девушек новому веложесту. По ПДД поднятая вверх рука обозначает остановку, вытянутая в сторону — поворот направо или налево, смотря куда она вытянута. А в велошколе практикуют еще знак вперед — вытянута вперед, вниз и одновременно чуть влево левая рука.

— Мы проводили опрос автомобилистов, понимают ли они этот знак, — говорит Александр. — Чаще всего не понимают, но задумываются: чего это велосипедист хочет изобразить? А это нам и надо, чтобы водитель задумался.

Подобный жест применяется, когда велосипедисту надо проехать прямо, а автомобилисты собираются поворачивать направо.

В конце урока инструкторы спросили у учеников: «Кто больше не боится ездить по дорогам?» Руки подняли человек пять. Остальным придется взять еще несколько уроков.

Статистика

По данным ГИБДД, за три года, с 2010-го по 2012-й, в Петербурге произошло 1418 ДТП с участием велосипедистов. 21 человек погиб, 751 человек ранен. В том числе погибло двое детей, 113 получили ранения.

Советы начинающим велосипедистам

1. При регулировке высоты седла нужно располагать его так, чтобы ноги при нажатии на педали выпрямлялись практически полностью. Иначе колени быстро устанут и заболят. На классических велосипедах при остановке человек должен доставать до земли лишь кончиками пальцев, а не всей ступней.

2. Пластиковые педали большинства велосипедов, продающихся сейчас в магазинах, можно смело выбрасывать, даже не начиная ими пользоваться. Их нужно заменить на металлические с шипами, обеспечивающие надежное сцепление с обувью.

3. Чем проще будет первый велосипед, тем лучше. Для города идеально подойдет одно- либо трехскоростной «железный конь». Если с ним что-то случится, то его сможет починить почти любой механик из соседнего автосервиса, более опытный велосипедист, а то и вовсе мужчина советской закалки. Главное — не забывайте возить с собой набор ключей.

Больше десяти не собираться

Согласно поправкам в закон Санкт-Петербурга «о митингах», утвержденных губернатором в марте этого года, при проведении публичного мероприятия предельное количество транспортных средств, которые осуществляют движение в составе колонны, не должно быть более десяти. Таким образом, полицейские могут остановить любую массовую велопокатушку. К счастью, пока стражи порядка этим правом не злоупотребляют, и регулярные городские велозаезды проходят без облав.

Елена Михина, фото alkatrion.com

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру