Скрипку придумали русские

Но в ХVII веке царь ее запретил

1 апреля исполнилось 125 лет легендарному Андреевскому оркестру. Его выступлениями наслаждались члены дома Романовых. Музыканты оркестра даже учили детей Николая II игре на балалайке. Да и сам этот инструмент, в том виде, в котором мы его знаем, появился благодаря основателю оркестра — Василию Андрееву. Если бы не он, балалайка «умерла» бы еще в ХIХ веке. 

Три струны против власти

Как ни странно, балалайка не такой уж и древний инструмент. Появилась она только в конце ХVII века благодаря царю Алексею Михайловичу Тишайшему — отцу Петра I. В 1648 году он выпустил хитрый указ, запрещавший людям играть на народных музыкальных инструментах.

— Тогда балалайки еще не было, зато существовали домра и гусли, — рассказывает историограф Андреевского оркестра Татьяна Кузьменко. — И с этими инструментами по деревням и городам ходили целыми ватагами скоморохи и всячески ругали, высмеивали власть, настраивали народ против духовенства и царя. После выхода этого указа быстро были уничтожены почти все народные инструменты. А людей, которые все-таки играли на них, секли прутьями и отправляли в изгнание.

Так Алексей Михайлович справился с «неполиткорректными» песнями, а заодно и с народными инструментами. Например, домру удалось восстановить только спустя два с половиной века.

— И вот представьте: на домре играть запрещено, а петь хочется, — говорит Татьяна Кузьменко. — И тогда народ придумал балалайку: инструмент, похожий на домру, но более простой. К тому же он под новый закон не попадал.

Почти два века балалайка была королевой народных инструментов. Но к концу ХIХ века о ней стали постепенно забывать. В деревнях к этому времени куда чаще играли на гитарах, гармошках и мандолинах. Так бы и умерла балалайка, если бы не Василий Андреев — будущий основатель Андреевского оркестра, музыкант и композитор.

Опальная музыка

— В 1883 году Андреев услышал балалайку у себя в имении Марьино в Тверской губернии, — рассказывает историограф. — На ней играл его работник Антип. Андреева настолько поразила техника игры, что и он захотел научиться играть на балалайке.

Более того, Андреев решил усовершенствовать инструмент. Он укоротил гриф и сделал лады. С его подачи балалайки стали делать не из березы и сосны, как раньше, а из клена и ели. Оказалось, что это дерево куда лучше «звучит». Так что та балалайка, на которой играют сейчас, появилась именно благодаря Андрееву.

20 марта 1888 года (по новому стилю 1 апреля) «Кружок любителей игры на балалайке» под руководством Андреева выступил в зале Кредитного городского общества. Этот день и считается днем основания Андреевского оркестра. Чуть позже, кроме балалаек, в кружок добавили группу домр, гусли и ударные.

— Андреев даже хотел ввести в оркестр гудок, — рассказывает Татьяна. — Это старинный смычковый русский инструмент, известный еще в ХI веке. В Софийском соборе в Киеве есть фреска, на которой изображен человек с гудком. Этот инструмент предшественник скрипки. Он и внешне напоминал ее — три или четыре струны и овальная форма в виде капли. Так что можно сказать: именно мы изобрели скрипку. Потому что в Европе в то время были только щипковые и духовые инструменты. К сожалению, гудок тоже попал под знаменитый закон Алексея Михайловича и оказался в опале. Инструмент «перекочевал» в Европу, там его усовершенствовали и превратили в скрипку. Кстати, закон Тишайшего до сих пор официально не отменен.

Цесаревич с балалайкой

Поклонниками Андреевского оркестра были и члены императорской семьи. Впервые Андреев выступил перед Александром III еще в 1887 году. Тогда император сказал: «Я очень рад, что благодаря вашему таланту балалайка снова войдет в народ и станет популярным русским инструментом». А Николай II однажды даже спас оркестр от верной гибели.

— Тогда никакого государственного финансирования не было, — говорит Татьяна Кузьменко. — Андреев на свои деньги делал инструменты, одевал музыкантов, платил им. Но в какой-то момент средства закончились. И тогда Николай II распорядился, чтобы оркестру ежегодно выдавали субсидию в размере 25 тысяч рублей. По тем временам это были очень большие деньги. Оркестру было присвоено звание Императорского. А сам Андреев стал солистом Его Величества.

Музыканты Андреевского оркестра учили членов дома Романовых играть на балалайках и домрах. Особых успехов в музыке добился маленький цесаревич Алексей.

— Есть предположение, что игре на народных инструментах обучалась и Великая княжна Ольга — старшая дочь императора Николая II и Александры Федоровны, — рассказывает историограф. — Правда, это не афишировалось. Видимо, считалось, что дамы высшего света не должны играть на балалайках.

Даже в ссылку в Тобольск Романовы взяли с собой две балалайки. Предполагалось, что цесаревич Алексей будет каждый день заниматься. Но вскоре членам императорской семьи стало уже не до музыки… 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру