10 лет скрывали от народа
То, что строили 10 лет, совсем не похоже на первоначальный замысел архитектора Доминика Перро, предлагавшего театр под золотым куполом. В процессе строительства француза заменила безымянная группа канадских проектировщиков. В итоге вместо заявленного «архитектурного чуда» появилось серое здание из «стекла и бетона», напоминающее одновременно и фабрику, и торговый центр, и гигантскую автобусную остановку.
— Мало того, что здание абсолютно дисгармонирует с окружающей исторической и архитектурной средой, оно просто существенно искажает восприятие одного из самых очаровательных уголков Петербурга, — говорит Александр Марголис, председатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. — Вторая сцена Мариинского театра построена с откровенными нарушениями закона. Об этом сейчас говорят и чиновники из КГИОП, только непонятно, где они были раньше.
По словам экспертов, проект Мариинки-2 был продавлен из Кремля — в обход всех законных процедур. Он нигде публично не обсуждался. Хотя, к примеру, Совет по культурному наследию при правительстве Петербурга и Министерстве культуры РФ не раз обращался к руководству города с просьбой обсудить этот проект, но все безрезультатно.
— Проект не рассматривался и на Градсовете, — рассказывает известный петербургский искусствовед Михаил Мильчик. — Строительство сцены происходило в предельно закрытом режиме. Я даже не уверен, видел ли этот проект главный архитектор Петербурга.
Застройщик прикрылся фиговым листком
Поэтому еще как насмешка звучит так называемое сохранение исторического облика. В здание Мариинки-2 встроен фрагмент Литовского рынка авторства Кваренги — по документам это «выявленный объект исторического наследия». Кладка старинных кирпичей на фоне серой стены смотрится дико. Но, по официальной версии, таким образом якобы сохранен уникальный фасад.
Как уже писал «МК» в Питере», воссозданный фрагмент лавки Литовского рынка — это такой же новодел, как и вся вторая сцена. Есть большие подозрения в том, что фасад выложен из исторических кирпичей, датированных 1787–1789 годами. Семь лет назад при расчистке строительной площадки под вторую сцену Мариинки стену лавки снесли, а сами кирпичи пропали бесследно. Потом строители уверяли общественность, что все кирпичи вернулись на место. Но специалисты сразу заподозрили подлог.
— Литовский рынок был приговорен к уничтожению, но, видимо, те, кто этим занимался, понимали, что совершают противоправное действие. В результате был придуман такой «фиговый листочек», чтобы прикрыть свой стыд, — говорит Александр Марголис. — Это издевательство над сохранением памятника, создан опасный прецедент — если он не получит жесткого и однозначного осуждения, в дальнейшем мы будет сталкиваться с этим на каждом шагу. Застройщики начнут сносить памятники архитектуры, оставлять при этом какой-нибудь фрагментик, встраивать его в свои «шедевры» и говорить, что они сохранили память места.
Велодорожка для полного счастья
Кто несет ответственность за то, что в центре Петербурга появился еще один уродливый новодел? Эксперты «МК» в Питере» кивают на Минкульт и лично на маэстро Валерия Гергиева, без которого, по их словам, вряд ли было принято окончательное решение о строительстве второй сцены в нынешнем анекдотичном виде. В таком случае совсем непонятно, как признанный во всем мире дирижер, обладающий первоклассным художественным вкусом и чутьем, мог допустить такую какофонию у себя под носом (ведь «архитектура — это застывшая музыка»). Но, похоже, маэстро, всем доволен. Планирует расширить труппу еще на тысячу человек, увеличить бюджет (с 2,5 до 4 миллиардов рублей в год). Говорят, что в новом здании Мариинки созданы все условия для творчества, и не только. Якобы на одном из верхних этажей для Гергиева даже проложили 1,5-километровую велодорожку...
Но что внутри этого здания, которое уже окрестили ТРЦ «Мариинский», и так ли оно ужасно внутри, как и снаружи, неизвестно. Свободного доступа в него пока нет. Официальное открытие будет в мае.
Облик второй сцены Мариинского театра начали бурно обсуждать после того, как петербургский актер Геннадий Смирнов прогулялся вокруг здания с фотоаппаратом, а затем выложил снимки у себя в блоге. Питерцы уже привыкли, что на Театральной площади ведется многолетняя стройка. Здание в строительных лесах стало привычной частью пейзажа, и мало кто мог предположить, какое чудовище скрывается за этими конструкциями. «МК» в Питере» публикует фотографии, сделанные Смирновым. Они говорят сами за себя.
— Я случайно проезжал мимо Мариинского театра, — говорит Геннадий Смирнов. — Увидел здание второй сцены без строительных лесов и остановился потрясенный. Припарковал машину, взял фотоаппарат и обошел это здание со всех сторон — с улицы Декабристов, с Лермонтовского проспекта, с Крюкова канала. Я был просто в шоке. Внешний вид здания ужасен. Оно не имеет права существовать в этом историческом окружении. И чтобы это понять, не нужно быть экспертом и оканчивать архитектурный институт. Вся бездарность этой постройки будет понята любому петербургскому гражданину, который увидит ее собственными глазами.
«Да, нужно было проводить международные конкурсы, приглашать всемирно известных архитекторов, чтобы в конце концов построить через Крюков канал от Мариинского театра... ой, не рождаются у меня приличные слова. Мало, что таких «торгово-развлекательных Мариинок» возле каждой станции метро по две штуки, так это чудо еще удивительно гармонирует со старым театром», — возмущается Геннадий Смирнов.
Скандальный мост, соединяющий старое и новое здание Мариинского театра. Министерство культуры уже проверяет законность возведения моста над Крюковым каналом. Эта крытая галерея, по словам питерских градозащитников, граничит с вандализмом.
— Радикально что-то исправить уже невозможно, — считает Александр Марголис, председатель Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). — Но какие-то наиболее болезненные проявления можно исправить. В частности, убрать чудовищный мост, который перекрывает перспективу на колокольню Никольского собора.
Тот самый якобы исторический фрагмент Литовского рынка Кваренги. На фоне стекла и бетона смотрится как инородное тело.
«Я так понимаю, центральный вход. Современная европейская архитектура, ничего не скажешь. Жаль, что давно умерли архитекторы, проектировавшие областные ТЮЗы в начале 70-х годов, — порадовались бы», — иронизирует Геннадий Смирнов.
Спрашивается, зачем было сносить ДК Первой пятилетки? Он был ничуть не хуже второй Мариинки.
P. S. Петербуржцы уже начали сбор подписей за снос Мариинки-2.