Вундеркинд в паутине

Школьник Сергей Абрамов создал сайт, на котором подростки могут слушать лекции ведущих профессоров России

23.01.2013 в 14:20, просмотров: 3822

Девятиклассник из Петербурга Сергей Абрамов однажды решил, что знаний, которые дает школа, явно недостаточно. И тогда он создал образовательный портал для детей «Блог школьного всезнайки». Теперь там профессора университетов читают бесплатные онлайн-лекции по психологии, политике, экономике, публикуются статьи о самых свежих научных разработках и дополнительные материалы по всем школьным предметам. Школьник сам нашел спонсоров для своего сайта и подключил к нему пять тысяч школ.

 Вундеркинд в паутине
Фото Ольги Наумовой

600 тысяч рублей для пятиклассника

Все началось, когда Сергей Абрамов учился в 5-м классе. Тогда 11-летний мальчик решил создать в своей родной школе № 72 телевидение. Сережа понимал, что денег на эту затею у школы нет, и поэтому принялся искать спонсора.

— И я его нашел. Это был торгово-развлекательный комплекс «Мега Парнас», — рассказывает Сергей. — Я тогда уже работал в этом ТРК: замещал по выходным тренера на катке. Смотрел, чтобы с ребятишками ничего не случилось, чтобы они не сталкивались друг с другом. Нет, мне за это не платили. Просто предоставляли бесплатный лед и воду. Большего мне и не надо было.

Свою идею школьного телевидения Сергей Абрамов рассказал директору «Меги». И тот согласился дать пятикласснику… 600 тысяч рублей на реализацию проекта. Более того, специалисты торгового центра обучили школьника видеосъемке, монтажу, рассказали, какие микрофоны лучше использовать и даже как подключать кабели.

— Я пришел в школу с 7-страничным бизнес-планом, — вспоминает Сергей Абрамов. — Сказал директору: «От школы ничего не требуется, все деньги я уже нашел. Мне нужно просто ваше согласие. Скажите «да» — и завтра у нас будет телевидение, телемосты с заграничными школами». Но директор мне отказала: «Нам это пока не интересно». Я был очень расстроен.

Однако долго без дела школьник не сидел. В 2008 году родители подключили ему дома Интернет. Мальчик окунулся с головой во Всемирную паутину, но ничего интересного для себя не обнаружил.

— Меня всегда интересовали политика, экономика, история, — говорит подросток. — В Интернете были, конечно, материалы на эту тему, но детям в них очень сложно разобраться. И тогда я понял, что и другие подростки ищут познавательные материалы для себя, но не находят их. Так у меня появилась идея создать в Интернете сайт для детей.

Полет через туманность Киля

К тому моменту Сергей учился уже в 6-м классе. Информатику ему еще не преподавали, а потому создать сайт было не так-то и просто. Два года школьник самостоятельно изучал интернет-технологии, штудировал вузовский учебник по основам маркетинга, разбирался в том, как покупать домены и продвигать портал среди подростков. А заодно учил английский язык, без которого в программировании делать нечего. Наконец, в 2010 году на свет появился «Блог школьного всезнайки». В одиночку Сергей публиковал там новости науки по основным школьным предметам и просто интересные познавательные тексты, адаптированные для школьников (находил в Интернете научные тексты и переписывал их понятным языком). В разделе «Литература» можно найти статью о том, как создавалась книга «Алиса в Стране чудес». В рубрике «История» есть интервью с Лениным за 1919 год. А в «Математике» популярностью пользуется статья с загадочным названием «Изучаем жизнь тли посредством алгебры». В разделе «Физика» Сергей Абрамов доступным языком объясняет школьникам теорию относительности, а заодно предлагает совершить путешествие по ядерному реактору.

— Многие взрослые считают, что детям неинтересна наука, — говорит Сергей. — Вполне возможно, это потому, что нам не очень нравится сухая информация в учебниках. Но познавательные тексты, написанные простым доступным языком, пользуются огромной популярностью! Я это понял во время работы над своим сайтом. Дети на самом деле очень любопытны, им мало школьной программы. У меня на сайте, например, много откликов на 3D-экскурсию по Лувру. Ребята в комментариях мне писали: «Это круто, давай еще!». В школе ведь этого не проходят.

Потом Сергей Абрамов опубликовал в «Блоге школьного всезнайки» найденный в Интернете 3D-ролик полета через туманность Киля, следом — трехмерные экскурсии по Версалю, Акрополю, Стоунхенджу и даже Освенциму. Дети были в восторге. Сейчас сайт Сергея Абрамова посещает около 2,5 тысяч человек в сутки. Для портала, созданного руками девятиклассника, это почти фантастика.

«Как сюда ребенок попал?»

Но к этому результату Сергей шел очень долго. Чтобы привлечь читателей, подросток ходил по школам Петербурга с просьбой разместить на их сайтах баннер «Блога школьного всезнайки». Параллельно он рекламировал свой портал в социальных сетях. К слову, сейчас в его группе «ВКонтакте» около 40 тысяч школьников.

— А потом для раскрутки и полноценной работы сайта мне понадобились деньги, — вспоминает Сергей Абрамов. — Я все посчитал, копеечка к копеечке. Оказалось, мне необходимо 10 тысяч долларов. И тогда я вновь стал искать спонсоров.

Стоит ли говорить, что целеустремленный школьник их нашел.

— Я пошел на конкурс стартапов (конкурс позволяет найти инвесторов для реализации и развития интересных, но затратных идей. — Ред.), — говорит Сергей Абрамов. — В нем участвовали серьезные люди — бизнесмены, которые управляют миллиардами. Я там был единственным 15-летним школьником. Организаторы смеялись: «Как этот ребенок сюда попал?»

Но ребенок заинтересовал бизнесменов и представителей крупных компаний. После завершения конкурса несколько экспертов, забыв на время о своих делах, объясняли подростку, каким на самом деле должен быть блог, как его продвигать, куда обращаться за помощью, чему в первую очередь учиться. На том же конкурсе стартапов Сережа познакомился с представителем компании «Майкрософт».

— Он мне сказал: «Хорошо, мы дадим тебе денег, но этого мало. Мы тебя еще и научим!» — рассказывает Сергей Абрамов. — Сотрудники «Майкрософт» объяснили мне основы менеджмента, маркетинга. Я и сейчас им звоню, если у меня появляются какие-то вопросы. На конкурсе стартапов я узнал, что мой блог — это единственный ресурс в мире, который ведет школьник. Как правило, такие странички появляются и тут же умирают. Это так ужасно… что я один.

Сейчас спонсоры оплачивают расходы на техническое содержание сайта Сергея Абрамова и помогают ему проводить вебинары (онлайн-семинары). Почти каждую неделю на сайте девятиклассника появляются онлайн-лекции с профессорами, учеными, людьми искусства. Такого не делают даже ведущие московские и петербургские вузы. К своим семинарам Сережа подключил пять тысяч школ. Теперь у каждого подростка страны есть возможность получить бесплатно дополнительное образование.

— Первая онлайн-лекция была с руководителем Центра безопасного Интернета Урваном Парфентьевым, — говорит Сергей Абрамов. — Я поехал к нему в Москву. В 19 часов должен был начаться семинар, а в 23.00 у меня уже был обратный поезд в Петербург. Если честно, я очень волновался. Но все прошло хорошо. Меня потом напоили чаем, дали печенек и отправили на вокзал.

Большая политика для подростков

Всего на «Блоге школьного всезнайки» прошло около 25 семинаров. С лекциями по социологии, политике, биологии, экономике, журналистике по просьбе Сергея выступили преподаватели Высшей школы экономики.

— А еще мы устроили семинар с художественным руководителем Мариинского театра Валерием Гергиевым, — вспоминает Сергей Абрамов. — Ребята со всей страны 30–40 минут задавали ему вопросы об искусстве и театре. А потом у нас была онлайн-встреча с примой Мариинки Дианой Вишневой.

Пару месяцев назад школьника наконец-то решили поддержать и в Комитете по науке и высшей школе Правительства Петербурга. Там предложили всем высшим учебным заведениям города принять участие в вебинарах Сережи Абрамова. Теперь школьник ждет петербургских профессоров, которые бесплатно будут читать лекции детям через Интернет. А еще девятиклассник заручился официальной поддержкой Министерства связи и массовых коммуникаций.

Со временем «Блог школьного всезнайки» стал занимать все время Сергея Абрамова. Ему даже пришлось перейти в другую школу, чтобы учиться на экстернате (то есть на дому, а в школе только сдавать экзамены). Но и этого ему показалось мало. Сейчас школьник мечтает изменить Конституцию России, чтобы предоставить ребятам с 16 лет право голоса на муниципальных выборах. На отдельном сайте Сережа уже даже начал сбор подписей в поддержку этой идеи.

— Для подростков право голоса на муниципальных выборах стало бы воспитанием гражданской ответственности на конкретных делах, — считает Сергей Абрамов. — Дети знают, где не хватает баскетбольных площадок, катка, где надо поставить светофоры. Я думаю, подростки вполне могут помочь взрослым решить эти проблемы. Другое дело, готовы ли вы слушать нас, вести с нами — детьми — диалог. Я сам не раз встречался со взрослыми, которые рубили под корень все мои идеи просто потому, что я ребенок...

В «Блоге школьного всезнайки» Сергей Абрамов выкладывает материалы по предметам:

история — «Музей построили клопы» (О Кремле), «В поисках спящих сокровищ» (о трофеях Наполеона);

физика — «Как развести огонь зимой без спичек», «Как создается атомная бомба»;

химия — «Красота процесса окисления», «Памперс очистит воду от ядов»;

математика — «Что общего у итальянских макарон и математики?», «Биологи нашли у обезьян математические способности человека»;

информатика — «Как люди представляли Интернет в 1969 году», «Самый умный вирус»;

иностранные языки — «Синонимы английского языка»;

биология — «Мыши могут заучивать мелодии и петь в унисон», «Зачем скарабею какашки»;

анатомия — «Современный человек глупеет!», «Прямой репортаж из желудка»;

астрономия — «Почему луна светится?», «Что если… Солнце умрет?»;

география — «Звуки северного сияния», «Что если... люди исчезнут?»;

литература — «Теория мироздания в виде детской сказки», «Чтение увеличивает шансы найти хорошую работу»;

обществоведение — «10 сценариев развития человечества», «Укроп, или Чем мы отличаемся друг от друга».