Узбекские вечеринки

Петербург стал первым городом в России, где устраивают концерты для гастарбайтеров

28.11.2012 в 14:22, просмотров: 12900

Каждые два-три месяца в некоторых ночных клубах Петербурга проходят необычные концерты. Их устраивают для мигрантов из Узбекистана. На сцене — только звезды первой узбекской величины из Ташкента и Самарканда. В зале — гастарбайтеры в белых рубашках, в пиджаках и при галстуках. Правда, некоторые заходят и в рабочей одежде. Но страшно этого стесняются. На таких концертах, как считают организаторы, мигранты не только слушают родную музыку и делятся последними новостями друг с другом, но и познают азы дресс-кода и светского общения. Вслед за узбеками концерты для своих мигрантов стали устраивать и таджики.

 Узбекские вечеринки

Справка МК Справка "МК"

Звезды с Кавказа

В последнее время в Петербурге звучат не только узбекские хиты, но и кавказские. В Интернете это направление в музыке уже успели назвать «кавказ-поп». Главный представитель нового жанра — бывший работник бетонного завода в Нальчике Мурат Тхагалегов. Его хит «За тебя калым отдам» обрел популярность сначала в Кабардино-Балкарии, а потом и в центральной части России. Видео с этой поп-лезгинкой на «Ютубе» посмотрели уже более трех миллионов человек. Сейчас Мурат Тхагалегов ездит с гастролями по всей России, а недавно выступал и в Петербурге. Не исключено, что вслед за ним «нашествие» на центральную часть России начнут и десятки других музыкантов юга. Ведь в каждой республике Северо-Кавказского федерального округа есть свои звезды первой величины. В Адыгее — это Айдамир Мугу и его суперхит «Черные глаза». В Чечне — Шамхан Далдаев. В Карачаево-Черкесии сейчас дико популярна Анжелика Начесова. Впрочем, на Кавказе шоу-бизнес существует несколько по другим законам, нежели в Москве. Так, певицам не рекомендуется выходить на сцену в очень коротком платье. А вот у артисток в подтанцовке могут быть достаточно смелые наряды. К этому как раз относятся нормально, ведь не они — главные на сцене.

Светские рауты для мигрантов

Раз в 2–3 месяца мигранты из Узбекистана преображаются. Они скидывают рабочую одежду и отправляются в ночные клубы. К концерту готовятся за полгода. Копят деньги на входной билет и, если повезет, еще и на праздничный ужин. Чаще всего концерты для мигрантов проходят в «Гигант-Холле». Сначала организаторы гастролей думали подключить районные ДК, но потом отказались от этой идеи.

— У ДК есть свои законы, — рассказывает председатель Центра образования трудовых мигрантов стран-участников СНГ Махсуд Абдужаббаров. — Люди пришли, послушали музыку и отправились по домам. В этом случае исчезает ощущение праздника. Мы же устраиваем концерты совершенно другого уровня. Снимаем для наших соотечественников помещения ночных клубов. Там есть ресторан, мягкие диваны, можно спокойно посидеть с друзьями.

Фактически в России есть только одна промоутерская компания, которая устраивает концерты для мигрантов (МПК «Азия»). Первое шоу прошло в Петербурге еще пять лет назад. Тогда в БКЗ «Октябрьский» привезли знаменитую группу «Ялла». Это, по сути, узбекская «АББА». В 70–80-х годах их хиты «Учкудук — три колодца» и «Чайхана» хором пел весь СССР. Неудивительно, что концерт в БКЗ прошел с аншлагом. Послушать «Яллу» пришли около трех тысяч мигрантов из Узбекистана. Затем компания «Азия» пригласила в Петербург примадонну Юлдуз Усманову (узбекскую Аллу Пугачеву). И снова зал был полон. Гастарбайтеры слушали музыку, пили шампанское, а под конец выступления завалили землячку цветами. И тогда организаторы впервые поняли, что эти шоу могут выполнять еще и воспитательную функцию.

— Мы специально проводим эти концерты, чтобы показать нашим соотечественникам, что в Петербурге уже есть трудовые мигранты, которые начали следить за собой, — рассказывает Махсуд Абдужаббаров. — Многие узбеки после этих вечеров поняли, что им тоже есть куда стремиться. Вы только представьте, как они живут. Их загоняют на строительные объекты по 200–500 человек, они существуют в тесноте бок о бок и уже забывают, как это — надеть белую рубашку и галстук. А, побывав на концерте, они видят хорошо одетых соотечественников с прекрасными манерами и начинают им подражать. И на следующий концерт многие уже придут не в своей рабочей одежде, а в красивом костюме. Главная наша цель — показать узбекам, что они не только трудовая сила, но еще и носители богатой культуры. А значит, и вести себя они должны в Петербурге соответствующим образом.

Звезда из Ташкента по цене Мадонны

Билеты на такие концерты не самое дешевое удовольствие. За радость послушать родную музыку мигранты выкладывают от 400 рублей до 3000 тысяч (для сравнения: около трех тысяч рублей стоит входной билет на петербургский концерт Леди Гаги или Мадонны). Причем неважно, кто приезжает — популярная молодежная группа, играющая электронную музыку (например, группы «Уммон» или «Шахмир»), король поп-сцены Узбекистана Озодбек Назарбеков или, скажем, певица Шахзода. Цена будет зависеть только от того, какое место в зрительном зале выберет мигрант. Самые дешевые билеты за 400 рублей раскупают простые рабочие. Чаще всего они приходят на концерт целыми бригадами по 15–20 человек. А вот ВИП-места заказывают узбеки-бизнесмены, которые уже научились зарабатывать в России неплохие деньги. Есть и еще один «класс» — этнические узбеки, которые получили российское гражданство. Они, как правило, заказывают билеты средней ценовой категории.

— Состоятельные узбеки-бизнесмены и простые трудовые мигранты общаются друг с другом на концертах на равных, — говорит президент промоутерской компании «Азия» Зафар Ходжимухамедов. — У нас нет такого, что богатые задирают нос перед бедными. Мы, наоборот, стараемся объединить всех наших соотечественников. Все танцуют, подпевают, а главное — уважают друг друга и не ругаются. Это касается и артистов — у них абсолютно нет никакой звездной болезни. Напиваться на концертах абсолютно неприемлемо. Это какой-то позор.

Таджики завидуют узбекам

За пять лет в Петербурге прошло уже около 26 концертов для мигрантов-узбеков. Технология распространения билетов на такие шоу отработана до мелочей. Постоянным клиентам присылают на телефон СМС-сообщения, в которых рассказывается о предстоящем концерте. Но чаще всего волонтеры прямо на улицах раздают мигрантам флаеры. Причем львиную долю рекламных брошюр отправляют в те районы Петербурга, где живет больше всего узбеков. Прежде всего, это места возле станций метро «Ладожская», «Пролетарская», «Нарвская», «Проспект Большевиков» и весь центр города. Кроме того, флаеры распространяют на вокзалах и в аэропорту.

— Больших афиш мы не клеим, — признается Зафар Ходжимухамедов. — Это очень дорого. Мы не готовы платить такие деньги, чтобы оповестить людей о приезде какой-нибудь узбекской звезды. Зато мы оставляем афиши в этнических кафе, а их в Петербурге огромное количество. И еще в миграционной службе.

Укрепившись в Петербурге, промоутерская компания «Азия» стала организовывать концерты узбекских звезд и в других городах России. Несколько выступлений уже прошло в Москве, Красноярске, Казани, Саратове, Пензе и в Твери. Но сами узбекские звезды предпочитают приезжать именно в Петербург.

— На родине они потом хвастаются, что были с гастролями в культурной столице России, — говорит Зафар Ходжимухамедов. — Для них это очень важно. Останавливаются исполнители в лучших гостиницах Петербурга. Например, в «Астории».

Вслед за узбеками свои концерты в Петербурге стали устраивать и таджики. Первое шоу прошло пару месяцев назад в ДК Ленсовета. Правда, собрать зал организаторам так и не удалось. На концерт пришло всего 400 человек... Причина провала проста: в Петербурге таджиков намного меньше, чем узбеков. К тому же организаторы дебютного концерта еще не научились грамотно рекламировать шоу среди своих так, как это делают узбеки. Но все впереди…

— Без этих концертов мигрантам в Петербурге было бы сложно, — считаетМахсуд Абдужаббаров. — На два часа люди забывают, что находятся на чужбине, и переносятся душой на свою родину. Они отдыхают. Они чувствуют себя людьми.