Через пять лет петербуржцы пересядут на электрокары

Ударим током по бездорожью!

В Петербурге, как и во всей России, считается, что чем дороже и больше машина, тем она круче. Городские автомобилисты все еще меряются диаметром колес и выхлопных труб. Но совсем скоро это может измениться. И на смену огромным джипам придут маленькие электромобили, и водители будут биться не за парковки, а за место у розетки. О перспективах развития рынка машин с гибридными и электродвигателями «МК» в Питере» рассказал автомобильный эксперт Леонид Иванов.

Ударим током по бездорожью!

Тысяча авантюристов

— В мире четко обозначились две тенденции в связи с постоянным удорожанием углеводородов и ухудшением экологии, — говорит Леонид Иванов. — Европейцы, заботящиеся о своем кошельке, пересаживаются на машины с дизельным двигателем. Американцы и японцы развивают гибридные и электромоторы.

При этом и те и другие пытаются продвигать свои технологии на внешних рынках. Но у европейцев это получается хуже, а американцы уверенно наступают по всему миру и в том числе в Старом Свете.

— Кроме того, европейский путь кажется мне менее логичным. Все-таки дизельное топливо тоже делается из нефти, а значит, оно все равно будет дорожать. Есть попытки гнать бензин из возобновляемого сырья (другими словами, из растительного масла), разрабатываются так называемые биодизели. Но в этом случае понадобятся гигантские площади для выращивания растений, — рассказывает Леонид Иванов. — А электричество удобно получать с помощью гидростанций, ветряков. Уже появились модели машин на солнечных батареях.

В США правительство стимулирует спрос на подобные автомобили, выделяет дотации на их покупку — порой до 7–8 тысяч долларов. В Калифорнии, передовом в этом вопросе штате, уже сейчас 10 процентов автомобилей используют гибридные и электродвигатели. К 2020 году, по прогнозам специалистов, их будет уже 50 процентов.

А в Петербурге таких авто — менее 0,1 процента. Наши автомобилисты пока не заботятся ни об экологии, ни о своем кошельке.

— По городу сейчас ездит, пожалуй, около тысячи гибридных авто, — сообщил Леонид Иванов. — Их покупают авантюристы ради эксперимента. Но я уверен, что уже лет через пять цена на бензин поднимется до одного евро, и люди начнут массово задумываться об авто с электродвигателями.

Их главное преимущество — экономичность. Сами машины сейчас стоят в среднем 1–1,5 миллиона рублей. Но за первые три года позволяют сберечь до 150–200 тысяч рублей, или по 100 рублей каждые 100 километров. Постепенно технологии будут совершенствоваться, КПД возрастать, а цены — снижаться.

Мифы об «электровениках»

Распространению подобных машин в Петербурге пока препятствует несколько факторов. Во-первых, все еще относительно дешевый бензин. Во-вторых, обилие мифов по поводу гибридных и чисто электрических двигателей. Миф первый: это не машины, а медленные «электровеники».

— Это не так. По скорости они совершенно полноценные. Новые модели марки Tesla разгоняются до 100 километров в час за 5,6 секунды. Двигаются как обычные авто. Только если честно, все машины с электродвигателями напоминают троллейбусы, ускоряются похожим образом — плавно и ощутимо мощно, — рассказывает Леонид, поездивший уже на нескольких подобных автомобилях.

Миф второй — гибриды не созданы для России, аккумуляторы не выдержат наших морозов.

— Чушь! В Канаде и Швеции выдерживают, а у нас нет? И у нас выдержат. К тому же для нашего региона можно выпускать более мощные устройства, — уверен Леонид.

Миф третий: на аккумуляторах дольше будешь заряжаться, чем ехать. Возьмем для примера новую модель Honda Accord. Она появится на рынке в ближайшие месяцы. Производители заявляют, что за один час подзарядки от обычной розетки в 220 вольт аккумуляторы зарядятся настолько, что с их помощью можно будет проехать 25 километров.

— Да, в отпуск не уедешь, — признает Иванов. — Но ведь мы чаще всего ездим не за город, а из дома на работу и обратно или в магазин. Для движения по городу часовой подзарядки хватит на несколько дней. А если двигатель гибридный, то после 25 километров машина не остановится, она продолжит ехать на бензине.

К тому же у электродвигателей есть хитрый нюанс. Во время движения они могут не только потреблять энергию, но и запасать ее при торможении.

Миф четвертый: замена сломанного аккумулятора обойдется в 200–300 тысяч рублей.

— Аккумуляторы в таких машинах состоят из сот. И ломается обычно не все устройство целиком, а отдельные соты, — объясняет эксперт. — И менять их можно по одной, примерно за три тысячи рублей.

Битва проиграна на старте

Но есть и объективные причины не торопиться с покупкой электрокара. В Петербурге их банально негде заряжать. Им хоть и нужны самые обычные розетки, но где их взять посреди улицы? Придется договариваться с хозяевами парковок, уговаривать начальника фирмы вывести сеть к фасаду офиса или самому мастерить во дворе «заправку». В Европе, куда США внедряет свои идеи, уже появились ЭЗС — электрозаправочные станции, некоторые даже бесплатные. Есть они и в Москве при крупных деловых и торговых центрах. Правда, там электричество продают в 3–4 раза дороже обычных тарифов.

И, наконец, последнее, но очень труднопреодолимое препятствие для развития рынка «электромобилей» в России — это наше государство, которое поддерживает отечественного производителя. А надеяться, что российский автопром начнет в ближайшем будущем выпускать конкурентоспособные гибриды, не приходится. И речь даже не об АвтоВАЗе, который рекламирует «Ладу Гранту» с автоматической коробкой передач. Не ждут эксперты ничего путного и от проекта «Ё-мобиль». Изначально было обещано начать выпуск отечественных автомобилей с электродвигателями уже в конце этого года. Но, по последним данным, лишь предсерийные прототипы появятся в лучшем случае в середине следующего года. А когда дело дойдет до конвейерной сборки, «Ё-мобиль» рискует стать действительно самым редким авто в городе, где уже у всех будут электроиномарки.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру