Театр начинается с Месхиева

Режиссер, став чиновником, решил устроить бывшим коллегам кастинг

Театральная реформа, затеянная председателем Комитета по культуре Петербурга Дмитрием Месхиевым, буквально довела до обморока деятелей искусства. Все с ужасом ждут 15 мая, когда предложенные новшества должна одобрить администрация города.

Режиссер, став чиновником, решил устроить бывшим коллегам кастинг

Еще три месяца назад Месхиевым была создана специальная комиссия, оценивавшая работу храмов искусства города. В итоге она разработала ряд предложений и решила, что со всеми худруками, главными режиссерами и директорами театров нужно заключать контракт на год. Только так можно избавиться от плохих творцов и поддержать хороших.

Первый, кто ощутил на себе нововведение, был худрук Театра Ленсовета Юрий Бутусов. Предложенный ему контракт расколол труппу театра на два лагеря, оба из которых написали письма в вышестоящие инстанции. Теперь противники не разговаривают друг с другом. Между тем в открытом письме губернатору Петербурга Георгию Полтавченко видные режиссеры страны выразили «крайнюю обеспокоенность» политикой петербургского Комитета по культуре. А председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин и вовсе сравнил «театральную реформу», затеянную в Северной столице, с крепостным правом.

«МК» в Питере» решил предоставить слово самому реформатору Дмитрию Месхиеву, а также независимому эксперту — питерскому актеру Геннадию Смирнову («Глянец», «Империя под ударом», «Отцы и дети»), который сегодня не работает ни в одном репертуарном театре, а потому видит ситуацию со стороны.

Дмитрий Месхиев: «В наших театрах Черт ногу сломит»

— Ваша реформа вызвала массу споров в театральных кругах. Как вы думаете, у нее больше сторонников или противников?
— Не веду подсчета. И не понимаю, почему все так волнуются. Наши новшества еще не одобрены, и не существует никаких официальных распоряжений по этому поводу. Да, есть модель подачи заявок на замещение должности худрука или директора театра. Человек может выдвинуть себя сам, может прийти по рекомендации труппы, худсовета театра, Комитета по культуре.

— Но нельзя же реформировать театр в отдельно взятом городе. Вы советовались с коллегами в Москве, в других регионах?
— Нет. Мы решаем это сами, потому что это наши городские труппы. Я считаю нашу реформу возвратом к русскому репертуарному театру. Сейчас, простите меня, в петербургских театрах черт ногу сломит! Где-то главный — директор, где-то — худрук, где-то — режиссер, и еще масса других вариантов. Нам кажется, нужно выстроить правильную и ровную систему. Чтоб она была везде одинаковой. И еще: у меня вызывает сомнение репертуар некоторых театров. Зачем осовременивать классику? Оставьте ее в покое. Хотите авангарда — ищите пьесы современных режиссеров.

— Но как вы судите о репертуаре, если не бываете на городских премьерах?
— У меня нет на это времени, если бы я на все премьеры ходил, то работать бы не успевал.

— Многие выступают против контрактов на год, которые вы навязываете директорам, режиссерам и худрукам. Зачем переходить на эту систему?
— Я сам был контрактником, правда, когда мне предложили контракт на год, сказал: «Не пойду». Потому что в кино процесс создания картины занимает больше чем год. Был бы меньше — я бы пошел. Ничего зазорного в этом не вижу. У вас какое-то неправильное мнение обо всем. 15 мая будет очередное заседание комиссии, мы готовы все обсуждать, и если есть предложения у деятелей театра — милости просим. Но до сегодняшнего дня никто «реформой» особо не интересовался. Было несколько разговоров с контрактниками. К примеру, с Борисом Эйфманом. Он вообще с удивлением спросил: «А что, остальные разве не контрактники, как я?» Я вообще считаю: хорошо, что мы начали разговаривать с творческими людьми хотя бы сейчас. Пусть через скандал, путь с непониманием друг друга. Мы ведь пока не принимаем категорические решения, а идем демократическим путем. Комитет по культуре имеет право сам назначить «правила игры». Но мы же собрали комиссию, мы это все обсуждаем. Кстати, и новые контракты не дадут никого уволить по первому росчерку пера. Что же тут дурного?

— Как вы будете решать, хороший театр или плохой? И с кем из режиссеров продлить контракт?
— Существует определенная статистика, которую сдают театры. По ним понятно, какова посещаемость, сколько новых постановок, сколько средств из бюджета на них затрачено. Кстати, не могу сказать, что все театры в городе у нас в тяжелом состоянии. К примеру, Молодежный театр на Фонтанке и Михайловский театр очень даже в отличном. Там приемлемые и вменяемые цены, и туда все пойдут. Почему другие поднимают цены? И чем виноват зритель, который раньше покупал билеты за 480 рублей, а сейчас, к примеру, за 520. Когда мы провели акцию 14 февраля, продавая билеты в театр по 10 рублей, все было раскуплено за считаные часы. Это говорит о том, что люди хотят ходить в театры. И кое-кому нельзя за счет уменьшения зрительского интереса поднимать цены на билет. Мы так вообще зрителя потеряем.

Геннадий Смирнов: «Питерские таланты «утекают» в Москву»

— Какова, на ваш взгляд, обстановка в театральном Петербурге в связи с грядущими переменами?
— У творцов истерия. Все обсуждают не только грядущий закон, но и лично Дмитрия Дмитриевича Месхиева, и мотивы для таких реформ. Когда человек садится в большое кресло, он тут же превращается в секретаря обкома. Как к творческой личности и режиссеру я отношусь к Дмитрию Дмитриевичу с большим уважением, а как к бюрократу — без всякого уважения. Опять в театральный мир вошли с кувалдой. И весь конфликт в Театре имени Ленсовета искусственный. Произошел он только от того, что с актерами и режиссером никто не поговорил, а сразу стали организовывать собрания и пресс-конференции, да еще указы издавать.

— Но, может, у человека искренний порыв сделать театральный мир лучше и «обновить кровь» у застоявшихся трупп?
— Я понимаю, что наша театральная система тяжеловесная и устаревшая, но давайте посмотрим правде в глаза: никто не пытается всерьез ее усовершенствовать. Все решения типа: «Теперь мы на год будем заключать контракты», для того, чтобы чиновникам легче было управлять, а вовсе не для того, чтобы сделать театр лучше. «Кого надо поставим, кого надо уберем» — вот такой принцип. Но руководить театрами — это не только назначать и снимать главных режиссеров. Артисты — не алкоголики, которые бузят и пишут письма во все инстанции от ущемленного самолюбия. Им хочется играть в хороших спектаклях. Давно обсуждается, чтобы в городе была государственная площадка с небольшими залами, где давали бы экспериментировать разным режиссерам. И до сих пор этого нет, хотя больших затрат в данном случае не требуется. Люди, которые хотят работать, будут делать и реквизит, и костюмы сами. Но этим проектом никто не хочет заниматься, а с наслаждением реформы изобретают. Это уже 48-я реформа на моей памяти, и все заканчивалось... ничем. Думаю, и сейчас все произойдет так же.

— Но городские власти театр финансируют, они все-таки имеют право вмешиваться в процесс!
— У города, который финансирует театр, есть полное право требовать от режиссеров и директоров отчета. Но зачем создавать какой-то худсовет, как предлагает Дмитрий Дмитриевич. Ведь соберут тех, чье мнение заранее нравится Комитету. Никакого Алексея Девотченко в этом совете не будет, хотя он был бы полезен.

— Годовой контракт для режиссеров, худруков и директоров — это правильно?
— Я считаю, что за год ни режиссер, ни художественный руководитель проявить себя не могут. Человек может поставить один спектакль, но это будет говорить о нем как о творце, но ни в коей мере о том, как он занимается труппой. Для того чтобы сформировать коллектив, нужно время. А разогнать всех и работать с теми, кто остался, — это бред.

— Но у нас в Петербурге во многих театрах — клановость, старый репертуар, молодые таланты просто не пускают на сцену. Как бороться с этой ситуацией?
— Это ситуация не в городе, а в мире, с тех времен, как греки изобрели театральное представление. Говорить, что это можно за год исправить, глупо.

— Но сейчас Москва обогнала Питер. В наших театрах по большому счету и смотреть нечего. Почему?
— Потому что у нас не поддерживают новые труппы. Есть Небольшой драматический театр, который, на мой взгляд, сейчас ставит лучшие в городе спектакли. Город сильно им помог? Десять лет они скитались без помещения. При этом им не нужен огромный театр на Невском. Достаточно было бы небольшого финансирования. Молодым артистам негде играть, а что Комитет по культуре сделал для того, чтобы было где? В результате многие уезжают от нас в Москву, где больше возможностей. А ведь точно таким же способом из неформальной труппы возникла «Табакерка», а если бы им не дали помещения 25 лет назад, не было бы ни знаменитого театра, ни артистов, которых мы сейчас все хорошо знаем. Проблема нашей администрации в отсутствии элементарной гибкости и фантазии. «Сейчас мы сделаем вам реформу, и все будет хорошо!» Не будет хорошо. В театрах начнутся скандалы. Труппы расколются на лагеря, каждый станет писать письма, и коллеги перестанут друг с другом разговаривать.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру