Олигарх Прохоров наигрался в машинки

Бизнесмен и политик избавился от «Ё-мобиля»

«Ё-мобиль» умер. Михаил Прохоров отказался от своего самого громкого проекта и продал его государству за 1 евро. При этом в производство первого российского гибрида горе-бизнесмен вложил около 150 миллионов евро. То, что Прохоров потерпел полный крах в автомобилестроении, стало понятно еще в феврале. Тогда корреспондент «МК» в Питере» проникла на пустующий завод «Ё-мобилей» (он находится в индустриальном парке Марьино) и увидела лишь пустые пыльные цеха и несколько ящиков с нераспакованным оборудованием.

Бизнесмен и политик избавился от «Ё-мобиля»

«Бобик сдох»

История «Ё-мобиля» началась ровно четыре года назад. 12 апреля 2010 года Михаил Прохоров пообещал создать инновационный, а главное — дешевый «народный» автомобиль. Уже в декабре 2010 года олигарх представил публике три образца «Ё-мобиля» — хетчбэк, фургон и кросс-купе. Правда, автомобили были пока без «начинки». Начать серийное производство чудо-машин на заводе в Марьино планировали в конце 2012 года. Потом дату перенесли на конец 2014 года.

В феврале производство «Ё-мобилей» и вовсе отложили на неопределенный срок. А 3 апреля Прохоров продал за 1 евро все технологии производства своего автомобиля Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ), который пока толком не знает, что с этими разработками делать. Но за 1 евро можно и взять.

В Интернете тут же появились саркастичные комментарии пользователей. Вот лишь самые мягкие из них: «Бобик сдох», «Мишка-пустышка», «Клоун», «Миша «1Є» «Прохоров продал «Ё-мобиль» за 1 евро. А что, больше никто не дал?...», «За что бы Прошка ни брался, ничего у него не получается. Производство — это не добыча и перепродажа ресурсов, тут мозги нужны».

В команде олигарха быстро нашли объяснение неудаче своего босса с «Ё-мобилем». В «Онексиме» (группа компаний, которая владела 51 процентом акций «Ё-мобиля») продажу проекта объяснили тем, что «общая ситуация в экономике существенно изменилась, ослабление рубля резко увеличило стоимость производства», так как большую часть оборудования планировалось закупать за рубежом. В итоге вместо заявленной цены «Ё-мобиля» в 350–450 тысяч рублей, машину пришлось бы продавать уже за миллион. А кто ж ее за такие деньги купит?

Дешевое бегство из автопрома

Падение курса рубля оказалось для Прохорова очень кстати. Чем не удобный повод сбежать из автопрома? Однако на самом деле проблемы с «Ё-мобилем» у олигарха начались еще тогда, когда об ослаблении экономики страны и речи не шло. Дело в том, что все инновационные технические идеи, которые планировали реализовать в «Ё-мобиле», закончились неудачей еще в 2011 году. Например, Прохоров обещал оснастить свой автомобиль роторным мотором (он меньше обычного по размеру и более дешев в серийном производстве).

— У нас были созданы опытные образцы роторного мотора, но их еще надо было дорабатывать и дорабатывать, — говорит идеолог и первый конструктор «Ё-мобиля» Александр Синкевич. В 2011 году он разочаровался в наноавтомобиле и ушел из проекта. — Работы с этими двигателями была еще тьма. Поэтому в какой-то момент руководители проекта «Ё-авто» отказались от этой инновации, взяли обычный мотор от Fiat прошлого века и сделали тяп-ляп.

Отказались создатели «Ё-мобиля» и от кузова из дешевого армированного полипропилена. Еще бы, ведь куда проще вместо него сделать обычный стальной каркас с пластмассовыми панелями! Но и это еще не все: в процессе подготовки «Ё-мобиля» оказалось, что у нас в стране просто некому делать запчасти для чудо-машины.

— В России в принципе нет машиностроения, — считает гендиректор «Технология маркет» Виктор Становской (двигатели пилотных «Ё-мобилей» оснастили шестеренками, разработанными на его предприятии). — Для массового производства автомобилей нам нужны заводы. Может быть, в какой-то момент Прохоров это понял и одумался.

А может быть, все еще проще, и олигарх даже не собирался выпускать инновационную машину. Активно продвигать идею «Ё-мобиля» стали только в 2011 году, накануне парламентских и президентских выборов. Михаил Прохоров тогда только начинал свою политическую карьеру, возглавив партию «Правое дело». И производство наномашин стало для него отличной рекламой, благодаря которой вся страна узнала малоизвестного в народе миллиардера.

— Весь проект «Ё-мобиль» был просто пиаром, — считает Александр Синкевич. — В какой-то момент он принес пользу Михаилу Прохорову. Но сейчас я понимаю, что в этой истории с «Ё-мобилем» он больше проиграл, чем выиграл.

Даже уходя из автопрома, Прохоров не забыл «пропиариться». Продав проект «Ё-мобиль» государству за 1 евро, он привлек к себе внимание, а заодно предстал в роли щедрого предпринимателя, который радеет за автомобильное будущее страны. Ведь разработки «Ё-мобиля» хотели якобы купить зарубежные фирмы. Но им отказали.

— У нас был ряд предложений от зарубежных компаний о приобретении проекта и его отдельных разработок. Но они могут получить более широкое применение в дальнейшем развитии как отечественного легкового, так и грузового и общественного транспорта, — рассказал генеральный директор «Ё-авто» Андрей Гинзбург.

Правда, Гинзбург не уточнил, что большинство наших «уникальных» разработок уже известны на Западе. Где-то полгода назад «Тойота» представила машину с полипропиленовым кузовом, сделанным по тем же технологиям, от которых отказались в «Ё-авто». А в США уже запускают в производство роторные моторы, которые Прохоров так и не смог довести до ума...

 

Фото: Екатерина Дементьева

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру