Идейные фрики
Сюжет фильма рассказывает о том, как два питерских коммуниста едут из Петербурга в столицу Непала Катманду, чтобы помирить правящую и оппозиционную коммунистические партии. Изначально эта поездка была всего лишь «газетной уткой» Сергея Малинковича, известного в Питере своими оригинальными акциями и заявлениями. Но заметку прочитала режиссер-документалист из Москвы Алена Полунина и загорелась идеей снимать фильм. Узнав, что на самом деле в Непал коммунисты ехать не собираются, Алена подумала, что может помочь партийцами с билетами в эту страну и обратно и все-таки снять кино. Пока искала деньги на Непал, около 8 месяцев режиссер вместе с оператором, по ее словам, на свои средства снимала жизнь героев в Питере. Затем нашелся продюсер — и группа отправилась в Катманду.
— Коммунисты сразу согласились отправиться в Непал, эта поездка придавала им политический вес... Кроме того, билеты и жилье было за счет инвестора. Великий Вождь (так называют Сергея Малинковича в партии. — Ред.) запросил себе гостиницу — 4 звезды и ни звездой меньше, а Виктор Перов сказал, что может поселиться хоть в палатке на улице. В итоге мы с оператором и Перовым жили в спартанских условиях, а Вождь — в полном комфорте, — вспоминает Алена Полунина. — Под конец Вождь совсем обнаглел и просто занимался вымогательством — все время просил у меня деньги, хотя бюджет экспедиции был очень маленьким.
К концу месячного пребывания в Непале герои и режиссер вдрызг рассорились. Но по приезде Алена все-таки закончила свой фильм. Возможно, про картину никто бы и не узнал, если бы она не «выстрелила» на престижном Римском международном кинофестивале, получив первое место в программе «Кино XXI века». У Алены получилась комедия, героев которой русские критики окрестили «фриками». Кто-то посчитал их обаятельными жуликами, кто-то — «недалекими авантюристами», но реакция многих была схожей: над питерскими коммунистами откровенно посмеивались.
— Юмор фильма и обаяние его героев были понятны зрителю и в Италии, и в Мексике, и в России, — говорит Алена.
Между тем сами коммунисты увидели картину только на днях, в киноклубе «Послание к человеку».
— Малинкович мне написал, чтобы я купила им билеты в Рим, на фестиваль, но у меня таких денег не было, — удивлена Алена. — Поэтому я пригласила их на показ в Петербурге.
Увидев себя на экране, политики учинили скандал. Теперь они грозятся засудить режиссера.
Черный Роднянский и хитрый Мединский
Сергей Малинкович дал отповедь фильму «Непал Форева» со страниц «МК» в Питере».
— Как вам такой кадр: у нас с Виктором идет спор, а рядом трахаются две обезьяны? Или попытка режиссера выставить наши с Виктором отношения так, будто я им командую? — возмущается Малинкович. — Перов — серьезный парень... У нас серьезная партия. У зрителей же создается впечатление, что два человека вместо значимой политической работы занимаются тем, что прикалываются, пишут какие-то письма, непонятно куда ходят в Непале, где их не очень внимательно слушают... Я только потом узнал, что на продвижение этого фильма деньги выделило Минкультуры, лично по распоряжению Мединского. А ведь у него с нами крайне напряженные отношения — он сторонник перезахоронения Ленина, мы на него и в суд, и в прокуратуру подавали.
Политик считает, что режиссер намеренно выбирала нелицеприятные кадры. В качестве примера приводит эпизод, где он изображен «сидящим» на сайте знакомств.
— У меня тогда была девушка Катя, и Алена взяла у нее интервью — но почему-то его в фильм так и не вставила... В принципе, я свободный мужчина, почему я не могу с девчонками познакомиться на сайте? Это же был не порносайт, а обычный сайт знакомств, который я очень люблю, у меня там много знакомых... Может быть, режиссер хотела, чтобы мы с Виктором с ней познакомились поближе? Но это в наши планы не входило!
По уверению коммуниста, изначально придуманная ими новость про поездку в Непал действительно была шуткой, но с реальной перспективой.
— Это, можно сказать, был пиар, вы знаете нашу партию, мы любим что-то этакое креативное, с улыбкой сделать... Но мы на самом деле собирались в Непал мирить местные партии, а она с оператором напросилась ехать с нами, — говорит Малинкович. — Алена уверяла, что она сторонница левых сил, и мы ей поверили, взяли с собой.
И только в Непале коммунисты поняли, что совершили политическую ошибку. Сергей Малинкович считает, что режиссер пыталась сорвать их миротворческую миссию.
— Хотела поссорить нас с местными коммунистами! Например, мы встречаемся сначала с одной партией, потом с другой, враждующей. И каждый раз ведем разговор так, чтобы все остались довольны и никто не обижался, — говорит Сергей. — Это такой политический этикет. Но Полунина в фильме смеется над этим, потому что она не имеет опыта дипломатической работы.
Коммунист обижен, что режиссер показала ночные катания по Непалу его пьяного товарища Перова, распевающего военные песни, вместо того, чтобы отразить серьезную работу партии на чужбине.
— Мы давали непальцам полезные советы. Рекомендовали им пойти по пути нашей Октябрьской революции, национализировать крупные предприятия, направить средства бюджета на организацию бесплатной медицины и образования, организовать ЧК для борьбы с коррупцией. Арестовать короля, потому что он там у них свободно ходит и бизнесом занимается. Кстати, правящая компартия нас не послушала и в итоге — проиграла конкурентам!
Малинкович нисколько не удивлен, что фильм получил первый приз на фестивале в Риме, а недавно еще и в Мексике.
— С режиссером (не исключаю, что она агент спецслужб Украины или, например, Грузии) расплачиваются призами за эту позорную провокационную работу... Вы же понимаете, Запад коммунистов не любит, особенно русских... — говорит Малинкович. — Если бы Полунина сразу призналась, что продюсером этого фильма является этот черный человек Александр Роднянский, который финансировал мерзкий сериал «Восьмидесятые», мы бы вообще отказались от съемок! Но она обманула нас. Чтобы снять фильм и сказать: «Посмейтесь над русскими коммунистами!..»
Алена Полунина, в свою очередь, не удивляется реакции своих героев.
— На то они и политики, их поведение было предсказуемым, — считает она. — Чтобы доказать свою правоту, мне достаточно просто опубликовать кусок немонтированного материала, и все станет ясно.
Шутник-коммунист
Чего только не вытворял 38-летний Сергей Малинкович, руководитель «Коммунистов Петербурга и Ленобласти», на информационном поле города! Среди его самых знаменитых скандальных заявлений — призыв Аршавина покаяться перед «Зенитом» и родиной после возвращения из английского «Арсенала», канонизация Иосифа Сталина, требование вернуть буденновки и портянки в армию (ведь именно в портянках русские полководцы «бивали кичливые французские чулки, нейлон неметчины, зловещий американский синтепон»).
Малинкович одним первых из политиков признал существование инопланетян. И единственный на деле вступился за женщин, когда Таможенный союз запретил продажу кружевных трусов, — вождь объявил, что партия намерена создать подпольную сеть по снабжению женщин кружевным бельем.
Кстати
По стопам «Войны»
Коммунисты не первые политики, оставшиеся недовольными снятым о себе фильмом. В 2012 году в похожую ситуацию попала скандальная арт-группа «Война» (прославившаяся тем, что нарисовала мужской фаллос на Литейном мосту, который поднялся напротив здания ФСБ). Ее члены разрешили снять о себе фильм молодому режиссеру Андрею Грязеву. В итоге им не понравился документальный фильм Грязева «Завтра». Они посчитали, что выглядят в нем «тупыми». «Война» писала организаторам престижных фестивалей, чтобы те не принимали ленту к показу, и даже угрожала Андрею уголовным преследованием. Режиссер считает, что бунтарям просто не понравилось то, что они предстали в фильме не героями, а «ушлепками».