Романовых закапывали под дорогами
Раскопки на территории Петропавловки начались в сентябре и длились до начала ноября, когда заморозки стали постоянными.
— Первой была обнаружена могила, в которой лежали останки восьми человек, — рассказал присутствовавший на раскопках председатель комитета «Взыскание погибших», историк Дмитрий Матлин. — Все они мужчины. Судя по остаткам формы — военные, офицеры. О званиях и должностях судить сложно. Погоны, ордена и прочие знаки отличия к тому времени уже не надевали.
После этого рядом было найдено еще одно захоронение, на сей раз одиночное. Там лежали останки офицера. Почему его удостоили «чести» быть похороненным отдельно, не ясно. Возможно, это был какой-то значимый человек. На это указывает еще и то, что ему оставили его фуражку.
— Чаще всего мужчин после расстрела грабили. С них снимали обувь и верхнюю одежду, — отметил Дмитрий Матлин.
А в начале ноября была обнаружена еще одна «особенная» могила, в ней лежали кости четырех убитых — все они остались в офицерской форме, их так же не тронули мародеры.
— Каждый раз, находя такие захоронения, невольно думаешь, что это могут быть великие князья — Дмитрий Константинович, Николай Михайлович, Георгий Михайлович и Павел Александрович Романовы, — говорит Матлин. — Доподлинно известно, что зимой 1919 года их расстреляли вместе именно у Головкина бастиона Петропавловской крепости. И захоронены они должны быть, вероятнее всего, где-то тут. И, скорее всего, их бы не стали раздевать ради брюк.
Но, конечно, далеко не факт, что именно эти четверо, откопанные в начале ноября 2013-го, великие князья. Похожая находка была сделана и в 1989 году. Тогда при проведении строительных работ возле стены бастиона были также обнаружены останки четырех человек — как показала экспертиза, мужчин старше 60 лет. Не зная, что с ними делать, их вскоре снова закопали, но уже на территории комендантского кладбища крепости. Однако и там им не было покоя. Спустя несколько лет, во время реставрационных работ, их снова обнаружили, откопали и на сей раз отдали в Военно-медицинскую академию для изучения. Там эти кости сварили для обеззараживания, дальнейшая их судьба туманна, и, где они сейчас, сказать трудно.
— Я сравнил планы Заячьего острова 1919 года и наших дней. Выяснилось, что на том месте, где в 1989 году были обнаружены останки четырех человек, была дорога, шедшая вдоль стены, — объясняет Дмитрий Матлин. — То есть убитых закопали под ней. Это очень похоже на то, как под Екатеринбургом были спрятаны тела царской семьи. Закопали под дорогой — чтобы сбить с толку тех, кто будет искать. Не исключено, что и на Петропавловке применили тот же прием. Так что, может быть, великих князей мы нашли уже давно. А может быть, только сейчас. Все это наши догадки и предположения. Для точного ответа на вопрос необходима генетическая экспертиза.
Контрольный выстрел… ниже пояса
Самое большое «открытие» в этом сезоне археологи сделали в октябре. Примерно в пяти метрах от одиночной могилы они наткнулись на массовое многослойное захоронение. Сначала они увидели останки пяти человек. Но под ними обнаружились еще кости. И таких слоев было четыре. Судя по неестественному положению скелетов, людей сбрасывали в яму, а потом еще и уминали, чтобы больше вошло.
— Слои засыпали известью, которая разъедала тела. Где-то извести не хватало, там мы находим останки. Где-то ее было больше — там уже ничего не найти. Несколько раз в этом году археологи натыкались на большие известковые пятна, — говорит историк. — Возможно, это все, что осталось от могил. И даже не определить, сколько в них было людей.
В самом нижнем слое найденной в октябре ямы лежали четыре женщины. Одна явно пожилая, две — средних лет, и еще девушка лет 14.
— Женщин не раздевали. По одежде можно судить, что это были не бедные горожанки. Они носили красивые ботинки на каблучках. В волосах у старушки остался черепаховый гребень, — описывает увиденное Матлин. — На шее другой женщины — крестик на цепочке. Он перевернулся с груди на спину, и, видимо, его просто не заметили те, кто закапывал. Остальные драгоценности были сняты.
На женских скелетах обнаружена одна особенность. Все они, помимо пулевых отверстий в черепах, имеют еще и следы от ранений в область таза. То есть те, кто их расстреливал, делали это с особым садизмом. Стреляли сначала дамам в ягодицы, а уж потом убивали их.
Сверху женские тела закидали мужскими.
— Среди них был один человек в фетровой шляпе. Остальные, вероятнее всего, военные. Правда, некоторые еще в царской форме, а другие уже в советских гимнастерках. Но их все равно расстреляли, — отметил Матлин. — Были там и инвалиды. У них на ногах оставалась ортопедическая обувь, которая оказалась неинтересна мародерам. Например, был найден ботинок на платформе около 15 сантиметров. Эксперт, осмотревший скелет владельца башмака, сказал, что у мужчины была сломана берцовая кость. Ее соединили, скорее всего, в полевых условиях, наспех, так, что одна нога стала короче другой. Возможно, он был участником Крымской войны.
Туалет над могилами
О массовых расстрелах на Заячьем острове в 1918–1919 годах было известно довольно давно. Сохранились воспоминания современников. В архивах можно найти расстрельные списки и газетные публикации тех лет. Так, например, 4 и 5 сентября 1918 года в «Вечерней красной газете» были опубликованы фамилии расстреливаемых в те дни — 4 сентября — 700 человек, 5-го — 500. Потом такие публикации прекратились.
Кроме того, в 1960-х годах в музей истории города, тогда уже располагавшийся в крепости, пришел старичок. Он рассказал, что в первые годы после революции был караульным в Петропавловке. Лично он никого не расстреливал, но стоял в оцеплении на Кронверкском мосту. С сослуживцами они сдерживали толпу людей, родственников приговоренных, которые пытались прорваться к своим родным. Дедушка поведал, что расстрелы проходили преимущественно у Головкина бастиона. В те годы это была территория Монетного двора. У стен крепости располагался угольный склад, и там же почти до самой Кронверкской протоки тянулось деревянное здание, в котором была арка для проезда во двор. В эту арку и заводили приговоренных к расстрелу.
— Когда археологи копали ямы, то под более поздним культурным слоем был отчетливо виден пласт угля. Это то, что осталось от склада. И ямы под могилы копались в этом угле. В теплое время года и рыли глубже, а зимой трупы закапывали почти у поверхности, — рассказал Дмитрий Матлин.
Позже на площадке у Головкина бастиона появилось много строений. Уже в советское время там возвели несколько служебных зданий. Во время раскопок этого года были найдены их фундаменты. А еще исследователям попались целые залежи битого санфаянса — писсуаров, раковин, унитазов. Видимо, где-то над могилами располагался общественный туалет.
Кости спасали от вертолета
Сейчас над захоронениями разбит газон, на котором летом загорают отдыхающие, играют дети, устраиваются массовые гуляния, рядом сделаны парковка и вертолетная площадка.
— Полеты вертолета не прекращаются ни на один день. Во время археологических изысканий он взлетал и садился примерно дважды в час, поднимая ветер. Каждый раз все, кто был на раскопках, бросались защищать кости своими телами, укрывали их пленкой, чтобы не разнесло по всему острову, — вспоминает Дмитрий Матлин.
Собранные останки сейчас хранятся в Музее истории города. Их необходимо изучать, проводить экспертизы. Но возник вопрос: что делать с ними дальше, где и как захоранивать? В предыдущие годы предлагался вариант — на Левашовском кладбище, на котором хоронили расстрелянных в 1930-е годы. Но Дмитрий Матлин, другие участники комитета «Взыскания погибших», потомки императорской семьи и другие сочувствующие настаивают на том, чтобы найденные кости были преданы земле на территории Петропавловской крепости. Уже и место выбрано — лужайка за артиллерийским цейхгаузом. По сути, предлагается сделать еще одно кладбище в центре города, а рядом мемориальный комплекс. Очевидно, что по этому вопросу разгорятся жаркие споры. Так что археологические исследования — это лишь начало серьезного исторического, градостроительного и политического конфликта.
МК-Справка
На Заячьем острове лежат тысячи
Поиски жертв «Красного террора» на территории Заячьего острова начались в 2009 году. До этого было несколько случайных находок. Пока у Головкина бастиона удалось обнаружить останки порядка 150 человек. Всего же их может быть несколько тысяч. По оценкам историков, только в «концлагере» на Васильевском острове содержалось около 20 тысяч заложников нового, советского режима.
Фото Дмитрия Матлина