«Свои не кинут!»
В прошлом сезоне число легионеров в СКА доходило до семи (при квоте пять — в КХЛ), то есть клуб позволял себе роскошь просто держать про запас двух человек с солидными зарплатами. В этом году их число вновь доходило до семи, правда, Лео Комаров, хотя самый настоящий финн, получил российский паспорт и не считался легионером. Как и белорус Степан Фальковский, который, являясь представителем союзной страны, под лимит не попадает.
Но к следующему сезону колония почти исчезла. О том, что так произойдет, играя на опережение, в конце апреля заявлял вице-президент клуба, одновременно работающий и главным тренером, Роман Ротенберг.
Чуть раньше данную тему подняла Федерация хоккея России. С подачи Госкомспорта она настаивала на сокращении легионеров — с пяти до трех.
«Нам надо рассчитывать на своих, свои не кинут, — заявлял Ротенберг. — Команды в этом году столкнулись с проблемами после ухода легионеров. Пришло время задуматься, как сделать так, чтобы такие ситуации не повторялись. Сокращение лимита — правильное решение. Кому нужны шведы и финны, которые уезжают посреди плей-офф? Спасибо тем, кто остался, но остаться — это одно, а ловить шайбу на себя — другое. Надо жертвовать собой. Будут ли так делать легионеры, даже которые остались?»
Сразу можно сказать, что проблема возможного сокращения была не в немалых зарплатах армейских иностранцев. Возможности «Газпрома» позволяют по-прежнему финансировать СКА, как и прочие профессиональные клубы Северной столицы, на прежнем, докризисном уровне.
В первую очередь, ниточки данного решения — сокращения числа легионеров — тянутся к идеологическим причинам. Руководству петербургского клуба не понравилось, что «финны-шведы» повели себя не «лояльно и благонадежно» в трудные минуты.
Удержать их после начала спецоперации на Украине удалось с большим трудом, несмотря на действующие контракты. И то во многом благодаря тому, что у Петербурга есть прямые авиарейсы с этими северными странами и иностранные игроки могли в любой момент покинуть город.
Вторая причина вытекает из первой — не особо удачная игра иностранцев в плей-офф.
СКА справедливо называют одним из сильнейших российских клубов и каждый год записывают в число фаворитов в борьбе за Кубок Гагарина. Последний раз питерцы оставались за пределами четверки лучших 8 лет назад (не берем в расчет ковидный год). Потрясающая стабильность!
«Мина замедленного действия»
Однако в Северной столице амбиции всегда самые серьезные — победа и только победа! Питерский клуб шестой раз подряд уступил в финале Западной конференции ЦСКА, пускай и в седьмом матче. Должной самоотдачи от легионеров тренерский штаб, вероятно, не увидел. Надо полагать, оттого, что мысли иностранцев находились далеко за пределами льда.
«Сейчас, когда Россия находится под санкциями, трудно объективно оценивать игру легионеров, — объясняет бывший тренер сборной и СКА Сергей Черкас. — Возможно, они больше думали, как сохранить свои средства. Мне кажется, Мэт Робинсон сыграл послабее, чем может. Микко Лехтонен в целом неплохо провел Кубок Гагарина, хотя в последнем, седьмом матче финала конференции его «продавил» форвард ЦСКА Плотников, он ошибся. Кемппайнен выглядел достаточно хорошо на старте, но травма не позволила ему продолжить выступления в плей-офф. Но в целом особо к легионерам вопросов нет. Нельзя сказать, что кто-то из них провалился».
Того, что легионеры не провалились, явно мало. От легионеров всегда ждут, что они будут по факту лидерами, но про армейских иностранцев в этом сезоне такое сказать язык не повернется. Пожалуй, лишь вратарь швед Ларс Юханссон не давал поводов для критики.
«Да, я согласен, наиболее стабильно выглядел вратарь Юханссон. Можно было бы сказать, что его потеря станет серьезной, но у Питера целая россыпь талантливых молодых вратарей, — отмечает известный агент Алексей Дементьев. — Что касается выступления остальных легионеров СКА, то в этом нынешнем сезоне у меня по игре были вопросы. Я вообще выступаю за сокращение легионеров. Знаю, многие говорят, что они — лучшие в нашей лиге и будет некоторое снижение уровня чемпионата. Я категорически против таких тезисов. Хотя бы потому, что иностранцы, занимавшие место в основе клубов КХЛ, уже потеряли место в клубах НХЛ. И туда не вернутся. А наша молодежь, которая с ними конкурирует, там будет точно играть.
Плюс у легионеров в головах, вероятно, сидело одно — чтобы как можно быстрее закончился чемпионат, они вернулись на родину и как-то получили все свои деньги. Но даже те игроки, которые и на следующий сезон имеют контракты с клубами КХЛ, — это мина замедленного действия. Международная федерация хоккея готова им выдать трансферную карту, позволяющую в любой момент разорвать соглашение с командой и покинуть Россию. Представляете, какая это будет головная боль для руководства и тренеров — сидеть на такой пороховой бочке?»
На психику легионеров давят и спортивные власти их стран. Как сообщают спортивные СМИ, федерации хоккея Финляндии и Швеции запретили своим гражданам играть в КХЛ. Правда, не жестко, оставив выбор: если кто-то из хоккеистов решит играть в российской лиге в следующем сезоне, то не будет выступать в национальных сборных своих стран — «Львах» и «Тре Крунур». Ранее решение отстранить от игры в сборной хоккеистов, выступающих в соревнованиях в России и Беларуси, принял парламент Латвии.
80% талантливой молодежи России
На сегодня СКА покинули пять легионеров. Канадец Мэт Робинсон завершил карьеру, швед Ларс Юханссон и финн Йонас Кемппайнен приняли решение вернуться на родину. По обоюдному согласию сторон были расторгнуты соглашения с финнами Лео Комаровым и Микко Лехтоненом.
Согласно сайту СКА, в составе команды остались два иностранца: 30‑летний швед Оскар Фантенберг и 25‑летний белорус Степан Фальковский.
Тут возникает главный вопрос: почему футбольный «Зенит» так борется за своих латиноамериканцев, а СКА расстается с легионерами без особых сожалений? Ответ лежит на поверхности.
Зенитовцы просто не смогут безболезненно заменить потерю своих ведущих футболистов из Южной Америки. Равной замены им среди российских игроков нет — молодое-то поколение еще надо взрастить до уровня «Зенита». С уходом легионеров команда меняет статус безоговорочного фаворита чемпионата РПЛ на одного из претендентов на медали.
В СКА же импортозамещение проходит практически безболезненно. В системе клуба сейчас собрано практически 80% самой талантливой молодежи России. И через год-два они вольются в основу армейцев. Фамилии Мичкова, Свечкова, Хуснутдинова, Чибрикова сейчас уже известны всему хоккейному миру.
Пресс-служба СКА уже сообщила о том, что в команду возвращаются Роман Рукавишников и Николай Прохоркин. С Романом, который входит в топ‑5 защитников по числу игр в красно-синей форме, подписали четырехлетний контракт. С Николаем, игравшим за питерский клуб с 2016 по 2019 год, — трехлетний. Оба, играя за СКА, становились обладателями Кубка Гагарина: Рукавишников — в 2015 и 2017 годах, Прохоркин — в 2016 году.
Дело престижа и веление моды
С этими игроками СКА по-прежнему будет в числе основных соискателей на Кубок Гагарина. А если перспективных хоккеистов получится удержать от раннего отъезда в НХЛ — то главным претендентом на трофей.
«Количество легионеров — три, пять — особой роли не играет. Ведь в настоящий момент для некоторых клубов КХЛ иметь в своем составе иностранцев — просто дело престижа, веление моды, — считает бывший главный тренер сборной России Владимир Плющев. — Да, команды уровня ЦСКА, СКА приглашают зарубежных игроков, которые собой что-то представляют. Но в целом хоккеисты из-за бугра просто занимают места российской молодежи… Иностранец приехал, деньги получил — и все, остальное ему по барабану! Легионеры, которые пока остались, играют за хороший контракт. Некоторым, в первую очередь скандинавам, уже выкрутили руки.
Здесь главный вопрос в другом: надо думать, какие условия создать, чтобы наши ребята росли. Почему Госкомспорт не заостряет внимание на подготовке наших хоккеистов, не требует принятия каких-то программ, сам их не разрабатывает. Я не помню ни одного совещания в КХЛ, которое было бы посвящено подготовке и совершенствованию хоккеистов.Разговор шел о заполняемости трибун, хот-догах, девочках, пляшущих на играх. Доходы, наверное, росли эти годы на гамбургерах. Особенно когда народу особо больше некуда было ходить. Но ведь даже президент КХЛ заявляет, что, если так дальше пойдет, стадионы останутся пустыми. Вот о чем нужно думать».
Впрочем, мода, похоже, меняется. И велика вероятность, что впервые почти за 25 лет (первые легионеры в СКА появились еще в 1997 году) команда будет опираться только на российских хоккеистов. Но, если армейцы продолжат успешно играть, вряд ли кто-то из болельщиков на это обратит внимание.
Кстати
Легионеры СКА обходились в полтора раза дешевле Малкома
Самым дорогим легионером СКА, по информации «МК в Питере», был шведский вратарь Ларс Юханссон. Его однолетний контракт обошелся армейцам в 65 млн рублей. Вторым по стоимости был финский нападающий Йонас Кемппайнен — 55 млн. Еще один швед, защитник Оскар Фантенберг, зарабатывал 45 млн.
Канадец Мэт Робинсон (37 млн), финн Микко Лехтонен (40 млн) и еще один финн с русскими корнями Лео Комаров (32 млн) обошлись дешевле, потому что пополнили команду по ходу сезона и сыграли меньше матчей. То есть весь иностранный легион обошелся в 274 млн. Это $3,85 млн или 3,67 млн евро.
Много это или мало? Сравним с зарплатами игроков «Зенита». Ведущий бразильский полузащитник Малком получает 6 млн евро в год. То есть на него одного зенитовцы тратят в полтора раза больше, чем СКА в прошлом сезоне на всех легионеров.