И, как могли убедиться болельщики, теперь цвета клуба защищают сразу пятеро бразильцев! Это Дуглас Сантос, Малком, Вендел, Клаудиньо и приобретенный этой зимой Юри Алберто. Многие поклонники «Зенита» потирают руки: с таким «десантом» команде по плечу выполнение самых амбициозных задач! Другие задаются вопросом: а не качнется ли зенитовская лодка слишком сильно на легионерский бок? И вообще хочется видеть своих воспитанников, а не иностранцев, пусть даже из Бразилии.
Легионеров закидали яйцами
Эксперименты по внедрению в наш футбол большого количества иностранных игроков уже производились. Вспомнить тот же 2005 год, когда в московском «Динамо», права на которое приобрел бизнесмен Алексей Федорычев, высадился целый «полк» португальских игроков. Были там иностранцы и из других стран.
Дошло до того, что в одном из матчей чемпионата России на поле вышли 11 легионеров. Лимит тогда в нашей лиге был очень условный: разрешалось выпускать всех, кто провел за сборные определенное количество матчей. Но болельщики не приняли такое «Динамо» — после матча игроков забросали яйцами. Кстати, больше всех досталось португальцу Данни, которого через некоторое время «Зенит» приобрел у «Динамо» за 30 млн долларов.
Тем не менее горячие головы, желающие быстрого успеха в футболе, не перевелись. В том же «Зените», когда его возглавил итальянский тренер Роберто Манчини, появилось пятеро игроков из Аргентины.
Это объявили новым проектом. Посланцы южноамериканской страны должны были не только принести команде из Петербурга титулы, но и со временем отправиться за хорошие деньги в ведущие клубы Европы.
Реальность переписала эти радужные ожидания на свой лад. Умер спортивный директор «Зенита» Константин Сарсания, который был организатором трансферов. Президент клуба Сергей Фурсенко остался без поддержки. Аргентинцы в команде быстро «закисли».
И вообще в тот ужасный сезон «Зенит» занял пятое место — необычайно низкое для себя в РПЛ. Аргентинцев пытались в течение нескольких лет куда-нибудь «рассовать», и последний из них уехал из Петербурга только летом прошлого года: Себастьян Дриусси отправился в американский клуб «Остин». Никакой доброй памяти они — аргентинские игроки — о себе не оставили.
Бунт из-за зарплат
Нельзя сказать, что «Зенит» решил переиначить аргентинскую историю на бразильский лад. Нет, диаспора игроков из страны, «где много диких обезьян», складывалась в клубе постепенно.
Первым бразильцем в «Зените» стал Халк. Его купили у «Порту» осенью в 2012 года — уже в ранге европейской звезды. За 60 млн евро — сумасшедшие деньги.
Приход такого футболиста, а с ним еще приехал бельгиец Аксель Витсель, разрушил атмосферу в команде. Игорь Денисов поднял бунт из-за больших зарплат новичков. К нему присоединился Александр Кержаков и некоторые другие футболисты. Команда неудачно играла. И с этого момента, можно сказать, начался «закат» в «Зените» итальянского тренера Лучано Спаллетти. Он так и не сумел сохранить коллектив.
Потом уже бразильцев начали покупать осторожно. Первой ласточкой новой команды стал Дуглас Сантос, приобретенный «Зенитом» летом 2019 года за 11 млн евро у немецкого «Гамбурга». Этот клуб играл во второй лиге чемпионата Германии. Его покупка вызвала ироничную реакцию известного в России тренера Валерия Овчинникова.
«Наверное, в Питере самая глазастая селекционная служба, они больше всех морковки едят, — сказал автору этих строк Овчинников. — Нашли в Германии такого талантливого игрока, которого до 25 лет никто найти не мог».
Мы не случайно обсудили покупку «Зенитом» бразильца Сантоса с Овчинниковым. Именно этот тренер, известный как Борман (таким прозвищем его наградили за всесилие и авторитет) в середине 1990‑х привез в Россию первых игроков из Бразилии. Борман тогда тренировал нижегородский «Локомотив» — клуб из «закрытого» прежде города. Приезд двух темнокожих легионеров — да Силвы и Жуниора — вызвал на трибунах стадиона ажиотаж. Правда, латиноамериканцы оказались не слишком большими мастерами. В футбол толком не играли — не «тянули» даже на фоне слабого в те годы чемпионата России. Через полгода да Силва и Жуниор куда-то исчезли из «Локомотива», а Овчинникову даже пришлось извиняться за несуразные трансферы.
«Простить себе не могу эту пакость. Кто-то порекомендовал, и мы их выдернули в Нижний, — сказал Овчинников. — Не напоминайте мне про этих бразильцев. Они для меня как покойники».
Украинская тактика в Питере не работает
«Золотую жилу» с акцентом на бразильский рынок стали разрабатывать в начале нулевых в донецком «Шахтере». Там создали настоящую фабрику по производству из игроков Бразилии звезд с последующей их продажей в зарубежные клубы.
Вдумайтесь: за последний 20 лет через клуб с Восточной Украины прошло более 30 бразильцев. В год «Шахтер» покупал примерно по два игрока из этой страны. Такова была стратегия владельца «Шахтера» бизнесмена Рината Ахметова и румынского тренера Мирчи Луческу, которого пригласили на работу в середине нулевых.
Тактика давала результат и в виде спортивных успехов, и в плане успешных трансферных сделок. За время работы Луческу и переправки через океан «товара» в виде молодых кудесников мяча «Шахтер» почти всегда выигрывал титул чемпиона Украины. А в 2009‑м клуб стал победителем Кубка УЕФА. За год до этого, кстати, трофей выиграл «Зенит».
«Луческу решил, что в полузащите и атаке «Шахтера» должны играть бразильцы, а оборону и вратарскую линию можно составить из местных ребят, — говорит известный футбольный агент Алексей Сафонов. — Такая стратегия долгие годы приносила «Шахтеру» успех. Но в больших клубах с бразильцами нужно быть осторожными. Больше трех игроков из этой страны — уже банда, как говорят. Вспомните, играли в ЦСКА Вагнер Лав и Карвальо, и это был сильный клуб. Потом стали покупать других бразильцев, и они такого эффекта уже не дали. Клуб потратил на них деньги и время».
Если вспомнить, за какие суммы продавались бразильские игроки «Шахтера» в западные клубы, можно только поаплодировать его руководителям: Луис Адриано уехал в «Милан» за 14 млн евро, Дуглас Коста в «Баварию» — за 30 млн, Виллиан в «Челси» — за 35 млн, Фред в «Манчестер Юнайтед» — за 59 млн, Фернандиньо в «Манчестер Сити» — за 40 млн.
Возможно, глядя на это, весной 2016‑го руководители «Зенита» пригласили Мирчу Луческу тренировать петербургскую команду. Правда, идея не сработала.
Во-первых, Луческу в «Зените» не дали столько полномочий, сколько давал ему в «Шахтере» Ринат Ахметов.
Во-вторых, к моменту прихода тренера, вошедшего в преклонный возраст (70 лет), «Зенит» был напичкан авторитетными иностранными игроками, которым не очень понравились методы, испробованные Луческу на молодых бразильцах. Создать в питерском клубе интернат для выходцев из Бразилии, какой был в «Шахтере», не удалось. Да и конкуренция в чемпионате России не та, что в чемпионате Украины. Луческу с трудом занял с «Зенитом» третье место, после чего был отправлен в отставку.
Где же «ребята с нашего двора»?
Интересно, что бразильцы в пору работы Луческу в Петербурге массово не приобретались. Был только один — Жулиано. А после того как команду весной 2018 года возглавил Сергей Семак, клуб стал приобретать игроков из Бразилии одного за другим. После Дугласа Сантоса пришел из «Барселоны» Малком — его «Зенит» купил за 40 млн евро. Далее появились Вендел из «Спортинга» (20 млн евро), Клаудиньо из «Ред Булл Брагантино» (12 млн евро) и вот теперь — форвард Юри Алберто из «Интернасионаля» (24 млн евро).
Как видим, приобретение одного бразильца тянет за собой покупку другого, они любят селиться «кучно», помогать друг другу, жить отдельной колонией — с детьми, родственниками, женами.
Немаловажную роль в этих процессах играет то, что с недавних пор у «Зенита» появился стадион под крышей, и домашние матчи команда проводит в комфортных условиях, что важно для бразильцев, которые снег до приезда в город на Неве видели только в кино.
К тому же в штабе Семака работает бразильский тренер Вильям Оливейра, он недавно указом президента РФ Владимира Путина получил российское гражданство. Вильям играет огромную роль в процессе адаптации игроков из Бразилии в «Зените». Хотя это не служит гарантией того, что приобретение большой группы легионеров из одной страны не обернется проблемами.
«Опасность в том, что болельщики «Зенита» скоро вынуждены будут танцевать самбу, отправляясь на стадион, — шутит бывший игрок «Зенита», чемпион СССР 1984 года Дмитрий Баранник. — Если серьезно, то сплоченность бразильцев может сыграть как положительную роль, так и отрицательную. Вместе они на поле — сила. Но если кого-то посадят на скамейку, тот расстроится, другие начнут его поддерживать — тогда это может привести к брожениям в коллективе. Особенно если в нем нет явных лидеров».
Пока такие лидеры в «Зените» — форвард Артем Дзюба и украинский защитник Ярослав Ракицкий, кстати, игравший в «Шахтере» в те времена, когда там было много бразильцев. Но летом у обоих завершаются контракты с клубом. И что будет дальше, никто не знает. В любом случае, чтобы создавать фундамент из лидеров, «Зениту» надо подтягивать к основному составу воспитанников своей академии. Но пока те не могут добраться до главной команды в силу того, что для нее покупают игроков из сборных разных стран.
Парадокс: деньги в академию вкладывают, а играют за «Зенит» те, кого покупают в той же Бразилии. И чем больше легионеров будут приобретать, тем меньше будет шансов у молодых ребят пополнить состав команды. Пока их участь — уходить в другие клубы на правах аренды.
P.S.
28 февраля 2022 года ФИФА и УЕФА отстранили российские сборные и клубы от участия во всех международных соревнованиях. Когда верстался номер, стало известно, что петербургский баскетбольный клуб «Зенит» разрешил всем иностранным игрокам и тренерам уехать на родину. На момент сдачи номера в типографию расторгнуть контракт с БК «Зенит» и вернуться домой в Литву решил Миндаугас Кузминскас, также расположение клуба покинул американский разыгрывающий Шабазз Напьер.