МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

Ушли, не обещая вернуться: вспыхнут ли еще бывшие звезды «Зенита»

Для петербургских болельщиков кумиры нулевых — особые футболисты, ведь именно они написали новые великие страницы истории «Зенита»

Но многие ведущие игроки той команды спустя годы после завершения карьеры остаются в «полупозиции», не став пока ни выдающимися тренерами, ни большими футбольными функционерами. Почему?

Вячеслав Малафеев. Фото: Baltphoto

ФУТБОЛЬНЫЙ БИЗНЕСМЕН

Вратарь Вячеслав Малафеев, 42 года.

В «Зените» с 1999 по 2016 год. Сыграл 442 матча, выиграл 11 трофеев.

Из плеяды зенитовцев нулевых и десятых Малафеев выделялся особо. Вратаря отличали редкая для действующего игрока начитанность, тяга к знаниям и стремление открывать новое.

Бизнесменом Вячеслав стал задолго до завершения футбольной карьеры. Деловой подход он применял даже в общении с журналистами. Напрямую договориться с вратарем об интервью было невозможно, как и через клубную пресс-­службу. Уже тогда медиаграфиком Вячеслава Малафеева заведовал его личный пресс-­атташе.

Открыв агентство недвижимости, в свободное от матчей и тренировок время вратарь «Зенита» часто находился в офисе рядом со стадионом «Петровский». И кроме основного бизнес-­направления занимался разработкой проектов в других сферах.

Поэтому тренерская работа и Малафеев еще 6–7 лет назад выглядели взаимоисключающими понятиями. К тому же репутация у него и в футбольной, и в околофутбольной среде давно сложилась своеобразная. Многие знакомые вратаря, как сговорившись, отзывались о нем без удовольствия, подчеркивая, что он человек «себе на уме».

Подтверждал это и масштаб запросов Вячеслава Малафеева к журналистам. На просьбу об интервью давно пропавший с футбольных радаров вратарь требовал через своих пресс-­атташе исключительных условий — размещения себя на обложке. А встречая возражения, предлагал заменить это… бесплатной рекламой своего агентства.

Казалось, что в роли прагматичного и даже дерзкого бизнесмена бывший вратарь «Зенита» чувствует себя органично, а собственная репутация в футбольной среде его заботит мало.

При этом Вячеслав охотно общался с деловыми изданиями, подчеркивая важность репутации в глазах клиентов. Казалось, от футбольной сферы Малафеев продолжает отдаляться, тем удивительнее стало известие на стыке 2017 и 2018 годов о том, что он был назначен спортивным директором «Зенита».

Причину, которая вынудила самодостаточного предпринимателя переключиться на работу в «Зените», разные источники называли одинаковую. Рассказывали о трудностях в бизнесе.

А своеобразная репутация бывшего вратаря внутри футбольной среды получила яркое воплощение во время его работы в клубе. Вячеслав, похоже, подстроился под «линию партии», оказавшись уже по разные стороны баррикад с бывшими партнерами. Апофеозом этой подстройки стал конфликт с Артемом Дзюбой, который потом публично назовет Малафеева для себя «нерукопожатным».

ЧУЖАЯ РОЛЬ В РОДНОМ КЛУБЕ

Вячеслав пытался вникнуть во многие процессы, делал и говорил то, что выгодно клубу, тем самым порой удивляя (со знаком минус) давно знавших его футболистов. Но даже при этом, как рассказывали источники «МК в Питере», отношения с некоторыми руководителями у Малафеева складывались трудно. С ­кем-то по неким загадочным причинам, с ­кем-то — вследствие профессио­нальных разногласий. Все это накладывалось на отсутствие административных полномочий — в менеджменте «Зенита» над Малафеевым было несколько начальников.

Полтора года назад контракт Вячеслава с клубом истек, что выглядело для бывшего вратаря облегчением. Набравшись в «Зените» опыта и наработав связи, он с той поры так и не был замечен в стремлении продолжить карьеру футбольного функционера.

Возможно, взглянув на футбол с другой стороны, Малафеев разочаровался в конъюнктуре, требующей носить маску, играть чужие роли и порой лукавить, реализуя политику, с которой, может, сам категорически не согласен.

Видимо, образу делового, самостоятельного человека это не подходит. Поэтому, если бывшего вратаря «Зенита» ­когда-то и прельстит роль футбольного руководителя, наверное, только на правах соучредителя. А скорее — во главе личного проекта.

ЕМУ ПРОЧИЛИ ПОСТ ГЛАВНОГО ТРЕНЕРА «ЗЕНИТА»

Владислав Радимов, 45 лет.

В «Зените» с 2003 по 2008 год. Сыграл 161 матч, выиграл 4 трофея.

Комплекс достоинств для этой должности у бывшего капитана сине-бело-голубых выглядел впечатляющим. Титулованный, авторитетный, вдумчивый, коммуникабельный, а главное — патриот города и клуба!

Весомости этой кандидатуре добавлял размах его игрового таланта. Тренировавший Радимова в школе «Смена» (сейчас — Академия «Зенита») Марк Рубин не раз говорил журналистам, что потенциал позволял его воспитаннику рассчитывать на карьеру калибра Криштиана Роналду! О многих ли за всю историю российского футбола такое публично говорили?!

В Радимове отчетливо просматривался рулевой «Зенита». Но шли годы, клуб менял стратегию, происходила очередная замена главного тренера, команда то скатывалась в яму, то снова выигрывала титулы, а бывший полузащитник так и оставался в «Зените‑2».

Владислав Радимов. Фото: Baltphoto

Этот клуб Владислав с полуторагодичным перерывом возглавляет уже девятый сезон. Поэтому все это время главной задачей Радимова остается адаптация молодых игроков к профессиональному футболу и подготовка к требованиям основного состава. Реалии работы у тренера соответствующие — «Зенит‑2» в клубной структуре выполняет роль транзитного пункта, куда приходят и уходят футболисты и молодежного состава, и главной команды.

Соответственно, турнирные задачи у Владислава — второстепенны, развитие футболистов важнее. Но такая роль — барьер на пути к полной тренерской реализации. Для этого надо решиться на крутые изменения. Выйти из зоны комфорта, покинуть родной клуб (под руководством Радимова «Зенит‑2» провел около 350 матчей) и отправляться в самостоятельное плавание.

О таком шаге Влад задумывался, общаясь с журналистами, лет пять назад, но отдаленно: мол, если вдруг так и не доверят главный «Зенит». Называл помощников, с которыми намерен отправиться в дальний путь. Но с теми коллегами пути уже давно разошлись.

А готовы ли нынешние ассистенты, среди которых тоже есть бывшие зенитовцы — Иван Кирсанов и Дмитрий Давыдов, — оставить стабильную работу в родном, успешном и богатом клубе ради эксперимента?

ЦЕЛЬ ПАТРИОТА

Возможно, именно отсутствие такой вот готовой на все «команды» (время тренеров-­одиночек давно прошло) мешает Радимову принять сложное решение и поставить в карь­ере следующую цель.

С другой стороны, поступают ли предложения? Как минимум — публично о них никогда не говорилось. И причиной их отсутствия могут быть и нефутбольные, имиджевые факторы.

На футбольном поле Радимов был ярким артистом: виртуозным с мячом и острым на язык. После завершения игровой карьеры прошло 13 лет, но таким же ярким Владислав, вернее уже Владислав Николаевич, и остается.

Правда, уже не на поле. Острота проявляется то в виде автоинцидента и последующего общения с ГИБДД, то в виде слишком уж проникновенной прямоты выражения своих мыслей в социальных сетях.

Сам Радимов еще в прошлом сезоне объяснял «стабильность» в карьере приятными изменениями в личной жизни. Но столь же сильно в Петербурге и «Зените‑2» его может удерживать другая причина.

Владислав — в хорошем смысле сверхпатриотичен и зенитоориентирован. Он всегда с трепетом говорит о достоинствах любимого города, тепло вспоминает зенитовских кумиров 1980‑х, на историях и игре которых рос и чьи изображения висели над его кроватью. Радимова греет возможность работать на пользу родного клуба, ему нравится роль педагога, тем более важность этой ниши продолжает повышаться.

В условиях лимита на иностранцев «Зенит» очень зависим от уровня российских футболистов. Готовить которых — прямая задача Радимова. Кажется, ему должны предложить нечто сверхувлекательное, чтобы он согласился покинуть родной клуб.

«Я ЗНАЛ, ЧТО МЕНЯ НИКТО НИКУДА НЕ ПОЗОВЕТ»

Полузащитник Игорь Денисов, 37 лет.

В «Зените» с 2002 по 2013 год. Сыграл 355 матчей, добыл 9 трофеев.

Одиозный зенитовец покинул родной клуб давно — летом 2013‑го. Но прошел в сине-бело-голубой команде путь на толстую книгу воспоминаний.

Три с половиной сотни матчей, девять титулов в составе «Зенита», звание лучшего игрока чемпионата, капитанство в сборной России — это лишь часть достижений Денисова в «Зените».

Но, похоже, дорога назад в питерский клуб была закрыта для Игоря в том же 2013‑м. Вспыльчивый, антидипломатичный полузащитник щедро давал поводы, чтобы его называли одиозной фигурой футбольного Петербурга.

Игорь Денисов (слева). Фото: Baltphoto

Стычка с Радимовым (на тот момент — помощником главного тренера Лучано Спаллетти) на тренировке, публичный конфликт с руководством клуба и драка с автоинспектором по пути на тренировку сборной России — все это лишь короткий анонс резонансных приключений Денисова.

Именно в характере Игоря — корни его невостребованности. Закончив играть в 2019‑м (в «Локомотиве»), он остался в Москве, так же закрыт от социума и даже футбольных приятелей держит на расстоянии. В Северной столице появляется редко, а богатый футбольный опыт передает собственным детям. Весной разразился большим интервью (одному из пока что модных ютуб-каналов), что для него всегда было событием исключительным.

Если в случае с Малафеевым и Радимовым мы опираемся на факты тренерской и управленческой работы, сопоставляя успехи со способностями, то у их бывшего партнера история прозаическая. Рассуждая о своей послекарьерной жизни в одном из интервью, Денисов сказал: «Я прямолинеен, поэтому предполагал, что меня никто никуда не возьмет».

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах