ХРАНИТЕЛИ ТРАДИЦИЙ
В автобиографических книгах Владимир Путин тепло вспоминал о своем тренере Анатолии Рахлине, который не только научил побеждать в поединках по дзюдо и самбо, но и многое сделал для становления личности будущего президента страны. Клуб «Турбостроитель», где работал Рахлин, естественно, пользуется повышенным вниманием со стороны руководителей разного ранга. Два года назад был широко отмечен его 50‑летний юбилей, а нынешней весной 10‑летие отметила Школа олимпийского резерва по дзюдо им. Анатолия Рахлина. Пресса буквально атаковала клуб.
«Мы не хотели такого внимания, — признался корреспонденту «МК в Питере» руководитель школы Михаил Рахлин, продолжающий дело отца. — Думали отметить праздник скромно, по-семейному. В нашей школе занимаются около 800 мальчишек и девчонок».
Сам президент России не забывает о школе, с которой связаны его спортивные успехи. Визит на Олимпиаду 2012 года в Лондон он приурочил к финалу в весовой категории до 100 кг, в которой боролся Тагир Хайбулаев. И спортсмен не подвел, завоевав золотую медаль.
В олимпийском Токио в весовой категории до 70 кг на татами вышла петербурженка Мадина Таймазова, занимающаяся в петербургском клубе «Турбостроитель».
«ВИЖУ В ТЕБЕ ЧЕМПИОНКУ»
«Она начала тренироваться в нашем клубе в 2016 году и гордится тем, что на крупнейших международных соревнованиях представляет Санкт-Петербург, — рассказал корреспонденту «МК в Питере» Михаил Рахлин. — Хотя бывает в нашем городе не так уж часто. Дзюдоисты сборной по триста с лишним дней в году проводят на сборах».
По словам Рахлина, он впервые увидел Таймазову на юниорских соревнованиях, где она соперничала с воспитанницей Училища олимпийского резерва № 1 Санкт-Петербурга Даной Тибиловой. Финальную схватку на первенстве России Мадина выиграла. Тогда Рахлин подошел к ней и сказал: «Вижу в тебе олимпийскую чемпионку и готов помочь ею стать. И никак не меньше! Если хочешь просто попасть в сборную и этим довольствоваться, нам не по пути».
Особо Рахлин подчеркнул, что питерские тренеры внесли заметную лепту в становление мастерства Таймазовой. Из родного Владикавказа Мадину отпустили, понимая, что в Питере у нее больше перспектив. Потихоньку стали подтягивать ее к сборам городской команды, затем вывозить за рубеж.
ДЗЮДО ВМЕСТО БОРЬБЫ
Мадина из спортивной семьи. Ее отец — известный во Владикавказе тренер по вольной борьбе Андрей Таймазов. Еще более известны два двоюродных дяди. Под флагом Узбекистана Артур Таймазов трижды выигрывал Олимпийские игры в самой престижной, супертяжелой, весовой категории. Правда, двух наград высшей пробы он был лишен после перепроверки допинг-проб. Это, впрочем, не помешало Таймазову стать депутатом Госдумы РФ от родной Северной Осетии.
Прославил спортивную семью и Тимур Таймазов, старший брат Артура. В Барселоне в 1992 году в составе объединенной команды он завоевал серебро, а через 4 года в Атланте стал олимпийским чемпионом в составе сборной Украины. Даже во времена чемпионства футбольной «Алании» в Северной Осетии вольная борьба оставалась видом спорта номер один. Конкуренция была настолько высока, что многие борцы уезжали искать счастья и высших наград в страны ближнего и дальнего зарубежья.
Отец не хотел, чтобы Мадина занималась вольной борьбой, которая уже получила олимпийское признание для женщин. Только видя тягу девочки к спорту, отдал в секцию дзюдо к известному во Владикавказе тренеру Герасу Джиоеву. Когда Таймазова впервые пришла в зал, опытный наставник, бросив взгляд на девчонку, решил, что с такой комплекцией ей не хватит необходимой в дзюдо гибкости. Но на разминке Мадина показала такие кувырки и мостики, что ей позавидовали бы и гимнастки. К этому добавилась сумасшедшая «физика», доставшаяся будущему призеру Олимпиады от родителей.
СИЛА ВОЛИ ПРОТИВ БОЛИ
В Токио Таймазова завоевала бронзовую медаль, но она с поистине золотым отливом. К моменту начала соревнований в весовой категории до 70 кг в активе российских дзюдоистов не было ни одной медали. Хотя на двух предыдущих Олимпиадах первый вклад в копилку наград сборной России вносили именно они. В Лондоне — Арсен Галстян, в Рио — Беслан Мудранов. На родине дзюдо у наших на татами с самого начала не заладилось.
Таймазовой пришлось непросто. Уже в первом поединке опытная бразильянка Мария Портела действовала грязно и угодила петербурженке локтем в глаз. Образовалась гематома, и фактически Мадина могла видеть только одним глазом. Настоящая же драма случилась в полуфинальном поединке, в котором питерской дзюдоистке противостояла японка Чизуру Араи. Для определения победителя пришлось назначать дополнительное время. Японка, посчитавшая, что для победы все средства хороши, просто ломала руку сопернице запрещенным приемом. Как Мадина выдержала сумасшедшую боль, не могут понять даже мужчины-дзюдоисты.
«Выскажу свое мнение, которое, конечно же, субъективно: в полуфинале арбитры вполне могли зафиксировать у японки запрещенный болевой прием, — сказал корреспонденту «МК в Питере» Михаил Рахлин. — Мадина сигнализировала о нем судье, кричала даже. Дальше — больше. Таймазова контратаковала и бросила соперницу на спину. Это был железобетонный бросок, который заслуживал победной оценки. Мне сразу вспомнилось высказывание одного известного российского тренера по дзюдо: «Сами падают только пьяные». Хотя могу понять логику арбитров, выносивших решение: на олимпийском турнире по дзюдо в Японии должны побеждать японцы. И японки».
Таймазову после полуфинального поединка, который продолжался почти 17 минут, унесли с татами. Даже мыслей о том, чтобы сняться с соревнований, у Мадины не было. Она вышла на схватку за бронзовую медаль и победила хорватку Барбару Матич. Как это удалось Таймазовой, также не могут объяснить даже специалисты дзюдо.
«Для мальчишек и девчонок, которые только начинают заниматься дзюдо в нашей школе, Мадина — пример для подражания, — отметил в беседе с корреспондентом «МК в Питере» Михаил Рахлин. — Таймазова — очень скромная и воспитанная девушка, и это тоже очень важный момент. Наблюдая за ней, юные питерские дзюдоисты отмечают для себя: если у нее получилось, то и у нас получится».
С РОССИЙСКИМ ФЛАГОМ НА ТАТАМИ
В планах руководителей СШОР им. Анатолия Рахлина — создание специализированного интерната, где дзюдоисты смогут получить и достойное образование, и подготовку на уровне спорта высших достижений. Заодно и подготовиться к жизни, в которой около 300 дней в году проходит на сборах. К воплощению этой идеи уже приступили. Началось проектирование здания будущего интерната.
В дни проведения токийской Олимпиады клуб «Турбостроитель» осуществил еще одну свою давнюю идею. Все привыкли видеть дзюдоистов в спортивных кимоно, а сейчас для них провели профессиональную фотосессию в традиционных японских одеждах. Удалось найти винтажные кимоно и дополнить их японским макияжем на современный лад. В проекте участвовали несколько заслуженных тренеров России и спортсменов. Съемки проходили в антикварном салоне. Результатом стал календарь на текущий, олимпийский, год, разлетевшийся по всему свету.
Оценили его и на родине дзюдо и кимоно, где хорошо знали Анатолия Рахлина. Сегодня клуб и школа, носящая его имя, продолжают поддерживать самые тесные связи с японскими мастерами дзюдо. Почетным членом питерского клуба является один из величайших дзюдоистов мира олимпийский чемпион Ясухиро Ямасита.
Завершая разговор об олимпийском турнире по дзюдо, отметим и еще одного участника — арбитра Евгения Рахлина, также продолжающего традиции отца. В Токио он осуществил свою мечту. В первый же день турнира Евгению доверили судейство финальной схватки в весовой категории до 48 кг у женщин.
«Это непередаваемые ощущения! — написал Евгений Рахлин на своей страничке в социальной сети. — Для меня особенно важно было выйти на татами с флагом России на лацкане судейского костюма. То, чего лишены наши спортсмены, к счастью, не лишены судьи. У нас есть право представлять свою страну — Россию!»
Клуб «Турбостроитель» и школа им. Анатолия Рахлина гордятся своим прошлым, но живут настоящим и с уверенностью смотрят в будущее.