ПЕРВЫЕ В РОССИИ, НО НЕ В ЕВРОПЕ
4-е место в группе есть 4-е место в группе. Сами события осени 2019-го и 2020-го забываются. Результат же остается. Эмоциональный отпечаток от невыхода из группы сидит глубоко и не дает по-настоящему радоваться большому успеху сине-бело-голубых на внутренней арене.
Детали стремительно уползают в недра памяти. Уж почти и не вспомнить, что в 2019-м «Зенит» приехал на последний тур ЛЧ в Лиссабон и после первого тайма матча с «Бенфикой», закончившегося 0:0, вышел из группы со 2-го места. Тогда в параллельном матче лидер группы «Лейпциг» без проблем разбирался с еще одним будущим полуфиналистом этой Лиги чемпионов «Лионом» (2:0). Все перевернул тогда второй тайм: пенальти и удаление Дугласа Сантоса, три безответных мяча в Португалии, восстание из пепла «Лиона» во Франции. Обидное 4-е место «Зенита», который без проблем обыграл дома своих основных соперников за выход в плей-офф — и «Бенфику», и «Лион».
Попытка № 2 еще свежа в памяти. Все не задалось с самого начала: умудрились проиграть дома «Брюгге», пропустив в самой концовке. Долго держались в Дортмунде — эх, если бы не глупый пенальти Караваева... А уже после упущенной домашней победы над «Лацио» в этой группе почти все стало ясно.
ПРИ ЧЕМ ТУТ ЛЕГИОНЕРЫ?
Провал провалом, но многие не берут в расчет тот факт, что перед началом этого сезона в российском футболе поменялись правила лимита на легионеров. Вместо ограничений на поле (5 человек) был введен лимит по заявке (8 иностранцев). Лето 2020 года было тем временем, когда российские клубы должны были подчистить свои составы от лишних легионеров, потому что в заявку на сезон влезало лишь ограниченное число иностранных игроков.
Но, как мы помним, еще весной 2020-го грянула пандемия, которая перенесла множество весенних матчей на лето, полностью сократив футболистам отдых.
В руководстве российского футбола не стали учитывать плотнейший календарь матчей в октябре — ноябре, когда лучшим клубам России нужно было играть три турнира, а игрокам национальных сборных проводить матчи в Лиге наций.
На лидеров «Зенита» легла огромная нагрузка, вылившаяся в травмы футболистов. У Семака, например, выбыли все легионеры, определяющие игру команды в атаке, — Азмун, Дриусси и Малком. Все рушилось по принципу домино: так, в одной из игр против «Лацио» у петербургского клуба восстановились Малком, Дриусси и Азмун (хотя едва тренировались), но выбыли Оздоев, Вендел, Караваев и Круговой.
Многие спросят: а при чем здесь лимит на легионеров? Дело в обойме качественных игроков, которую клуб мог бы расширить прошлым летом. Тогда в трансферное окно из-за тисков лимита «Зениту» пришлось выбирать — усиливаться игроком центра поля для создания обоймы Оздоеву и Барриосу либо укрепить позицию на флангах атаки, где все же могла быть задействована большая группа футболистов — Дриусси, Мостовой, Малком, Ерохин, Сутормин...
Тогда выбор был сделан в пользу игрока центра поля Вендела (как показала вторая часть сезона — правильно). Но лимит не позволял взять кого-то еще — бразилец оказался восьмым легионером в заявке. Не будь того самого лимита, «Зенит» приобрел бы игрока не только в центр поля, но и в линию атаки, а также усилился бы еще одним центральным защитником (либо не расстался бы с Ивановичем, Мамманой или Осорио).
В матчах Лиги чемпионов у «Зенита» не было проблем с тем, чтобы заменить игроков количественно, ведь в клубе достаточно российских футболистов. Но качественно россияне пока не могут соответствовать иностранным лидерам.
В итоге Россия была поставлена в неравные условия с европейскими клубами, где нет лимита на легионеров. Например, состав римского «Лацио» (соперника «Зенита» по группе) разбухал от количества 20 (!) иностранцев. Многие сравнивают «Зенит» с донецким «Шахтером» — разумеется, не в пользу петербуржцев. Ну а что сравнивать — в заявке донецкого клуба 13 легионеров, и это не считая двух бразильцев, у которых есть украинский паспорт.
Добавим сюда, что клубы Европы проводили полноценный отпуск, отдыхая весь август. В отличие от них команды РПЛ в это время играли в поте лица, начав следующий чемпионат через неделю после предыдущего.
Физическая усталость, отсутствие психической свежести и равноценной замены выбывшим игрокам — слишком серьезные факторы, чтобы их не учитывать. Но запоминается всегда результат, где по факту у «Зенита» провал.
Именно поэтому предстоящие в сентябре 2021 года матчи Лиги чемпионов — важнейшие для тренерской карьеры Сергея Семака. Учтет тренер-отличник ошибки, допущенные в двух предыдущих розыгрышах, выведя «Зенит» из группы, — значит, покажет себя по-настоящему топовым специалистом. А если в третий раз подряд «Зенит» из группы не выйдет — Семак так и останется первым парнем на деревне.
СПАСЕНИЕ ДЛЯ «ЗЕНИТА»
Как можно преобразовать состав команды, чтобы сделать «Зенит» сильнее именно в Лиге чемпионов? Такой вопрос сейчас занимает умы Семака и тренерского штаба петербургской команды. Скорее всего, после ухода спортивного директора Хавьера Рибальты именно на них ляжет основная нагрузка по подбору нужного усиления.
Выбор игроков для покупки — сильная черта современного «Зенита». С тех пор как Семак возглавил сине-бело-голубых, клуб не мажет в вопросе трансферов. А может, тренер создает такую атмосферу для работы, которая способствует реализации потенциала любого приходящего новичка.
Селекция «под Семака» началась зимой 2019-го. Именно тогда «Зенит» пополнили Ракицкий, Барриос и Азмун. Все трое на тот момент сильно способствовали завоеванию первого чемпионства, по-прежнему являясь ведущими игроками в своих линиях.
Летом 2019-го клуб пополнил Дуглас Сантос — самый универсальный футболист «Зенита», который может сыграть не только слева в обороне, но и в центре защиты, а также в середине поля. Успешность приобретения бразильца не вызывает сомнений, а его ассистентские подвиги нивелируют локальные ошибки, которые порой случаются.
Тем же летом в «Зенит» пришел Малком. Эту покупку многие считают ошибочной, однако если вынести за скобки высокую трансферную цену и две серьезные травмы бразильца, мы видим, что вопросов к способностям этого футболиста немного. Понятно, что от него ждут больше забитых голов, но «Зенит» с Малкомом и без него — это две разные команды. Петербургский клуб привык к лидерской роли этого юркого бразильца — большинство атак строится через него. Малком уже делает много пользы — отдает острые передачи вперед, идет в обводку, собирает на себе фолы. Его потенциал огромен: еще больше пользы команде этот игрок принесет, когда перестанет получать неприятные повреждения.
Другие покупки «Зенита» также сработали в плюс. Нет больших вопросов по игре Вячеслава Караваева на правой бровке. Нет их и к нашедшему себя в той же роли крайнего защитника Алексея Сутормина. Достойно заменил Бранислава Ивановича Деян Ловрен. Ко двору пришлись Чистяков, Мостовой и Круговой.
Теперь этот «Зенит» нужно сделать еще более сбалансированным. Многое зависит от того, кто команду покинет. Сейчас можно утверждать, что это будет Юрий Жирков. Большие шансы уйти у Себастьяна Дриусси. Порой возобновляются слухи о переезде в топ-клуб Сердара Азмуна.
Очевидно, что на место любого ушедшего легионера будет куплен другой. Легионерская квота великолепной восьмерки должна быть заполнена. Но пока в РФС не смягчили лимит, «Зениту» придется искать усиление и в его обход.
Не случайно ходят слухи об интересе петербургского клуба к Генриху Мхитаряну. Армянин, у которого заканчивается контракт с «Ромой», не будет считаться легионером в РПЛ. Для нашего чемпионата это топ-игрок. Семаку точно будет полезен его универсализм — 32-летний Мхитарян способен заполнить оба фланга атаки, сыграть оттянутого нападающего и даже закрыть позицию в середине поля.
Вероятно, «Зенит» будет искать футболиста на левый фланг атаки. Игрока туда хотели подписать еще прошлым летом, но сделали выбор в пользу Вендела. Сейчас в связи с потенциальным уходом Дриусси и Жиркова усиление данной позиции приобретает дополнительную актуальность.
В остальном состав «Зенита» выглядит сбалансированным. Говоря об усилении, нужно больше вести речь о том, как развить собственно игру из имеющихся в составе футболистов. Речь идет о качестве позиционной атаки, где сейчас многое строится на сильных качествах связки Дзюба — Азмун, индивидуальных действиях Малкома и на первом пасе Ярослава Ракицкого. Чтобы быть эффективным в Лиге чемпионов, нужно повышать разнообразие атакующих взаимодействий, чем Семак и займется ближайшим летом.
«Третий сезон был невероятно сложный в психологическом плане», — Семак не скрывает, как ему было тяжело. Но в том, что впереди еще более сложная задача, — сомнений нет.