Непопулярная сказка
Тем не менее, именно в НХЛ 15 лет назад вспомнили о зимней сущности хоккея. После матча между «Эдмонтоном» и «Монреалем» (ноябрь 2003 года), который при –18 градусах собрал на трибунах стадиона свыше 57 тысяч зрителей, руководство сильнейшей в мире лиги в первых числах января проводит с 2008 года «Зимнюю классику». Такое красивое название получили игры между сильнейшими клубами лиги на открытом воздухе.
Собирают они внушительную аудиторию. Рекорд посещаемости был установлен 1 января 2014 года, когда встречу «Детройта» и «Торонто» посмотрели свыше 105 тысяч зрителей. Правда, и это не предел. На том же стадионе игра между двумя студенческими командами собрала 113 411 зрителей! В Континентальной Хоккейной Лиге используют многое из опыта НХЛ, в том числе и то, что в наших реалиях совершенно не нужно. Коль там есть «Зимняя классика», то и у нас должна быть.
Правда, сначала заокеанский опыт был внедрен в ВХЛ, где и прошли первые «Зимние классики» по-русски. Первый матч в Красноярске собрал рекордную аудиторию в 16 тысяч зрителей. Сибиряки, привычные к матчам по русскому хоккею, и на канадский пришли, предварительно заглянув в близлежащие точки общепита. В дальнейшем публика как-то не горела желанием смотреть хоккей в малокомфортных условиях. В 2017 году в Москве «Зимняя классика» ВХЛ и двух тысяч зрителей не собрала, а в 2018 году в Кургане — чуть больше трех.
НХЛ не переплюнуть
Только руководители КХЛ не желают отставать от конкурентов из-за океана. В этом году матчи на открытом воздухе прошли в Хельсинки и Риге. В столице Финляндии построили специальную площадку с временными трибунами на 18 тысяч зрителей в парке Кайсаниеми. Кроме матча «Йокерит» — СКА на этой арене прошла встреча национального чемпионата с участием столичного клуба ХИФК. Мероприятие, названное «Хельсинки айс челлендж», приурочили сразу к трем датам — 100-летию финского хоккея, 50-летию «Йокерита» и 10-летию КХЛ. Расходы по проведению оценили в полмиллиона евро. Рижане уверяют, что они уложились в меньшую сумму.
В Хельсинки это была не первая «Зимняя классика». В 2012 году матч шведского этапа Евротура сборная Финляндии сыграла на Олимпийском стадионе. В соперники выбрала сборную России. При тогдашнем курсе цены на билеты от 29 до 59 евро были весьма привлекательными для российских болельщиков. Правда, смущал запрет на употребление спиртных напитков, поэтому некоторые фанаты выпили еще до пересечения границы. Проснувшись в маршрутках на обратном пути, они интересовались, когда же начнется хоккей.
Увидеть происходящее на маленькой хоккейной площадке с больших трибун футбольного стадиона в Хельсинки было весьма проблематично. Да и хоккеисты жаловались на то, что им трудно было дышать при –12 градусах. Куда комфортнее были условия на стадионе в Гельзенкирхене, где во время ЧМ-2010 организаторы провели «Весеннюю классику» и собрали на матче Германия — США почти 78 тысяч зрителей.
И вот настал черед Санкт-Петербурга. Уже объявлено, что достигнута договоренность о проведении матча Россия — Финляндия в рамках Кубка «Первого канала» 16 декабря на «Санкт-Петербург Арене». Следом футбольный стадион примет матч регулярного чемпионата КХЛ между СКА и ЦСКА. Правда, непонятно, зачем. Даже если будут играть под открытым небом, на Крестовском никак не почувствуешь атмосферу зимнего хоккея. А уж если арену накроют крышей, тем паче. Что-то разглядеть с третьего яруса будет практически невозможно, а если смотреть хоккей на большом экране, зачем тогда тратиться на билеты.
К тому же сам Кубок «Первого канала» пройдет в Москве, хотя логичнее было бы перенести его полностью в Санкт-Петербург. Впрочем, эти вопросы инициаторов масштабных проектов не волнуют. Как и расходы на их реализацию. Главное — удовлетворить амбиции. Можно только посочувствовать Александру Медведеву и Роману Ротенбергу. Вместимость «Санкт-Петербург Арены» не позволит установить даже европейский рекорд посещаемости, не говоря уж о том, чтобы переплюнуть НХЛ.