МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

Петербург как бесконечная система: что сокрыто в трех слоях выставки в Лахта Центре

Выставка-инсталляция «Город π» заработала в начале ноября в Лахта Центре. Фото: Тимур Тургунов

В Лахта Центре начала работу выставка «Город π» — экспериментальное пространство, которое связало воедино образы Петербурга в движении, образе и звуке. Корреспондент «МК в Питере» познакомился с проектом и узнал, как художники работают с традициями, деконструируют узнаваемые виды и создают новую городскую повседневность.

Площадка как рупор

Выставка-инсталляция «Город π» заработала в начале ноября в Лахта Центре, причем выбор локации не был случайным. Новый культурный кластер, уточнили организаторы, стал пространством, где искусство существует в диалоге с архитектурой будущего. Проект продолжает эту тенденцию без отказа от богатой традиции, но со взглядом вперёд.

Речь идёт не о музее в классическом понимании и не о городе, который застыл призраком в привычных видах с почтовой открытки. Выставка обращается к Петербургу как к живому организму, который меняется каждый день. Именно это ощущение бесконечного, в котором соединяются память и движение вперёд, формирует философию всей экспозиции.

Лабиринт символов

Автором названия проекта стала куратор Елизавета Закураева. По ее словам, идея использовать букву и число π возникла ещё на этапе формирования концепции.

«Оно как нельзя лучше подходит Петербургу и нашей идее в целом. Известно, что это число с бесконечным набором цифр после запятой. Так же бесконечно и число интерпретаций, число ощущений от Петербурга у каждого из нас», — пояснила Закураева.

Экспозиция выстроена так, чтобы зритель сам выбирал траекторию. Пространство начинает работать с первых минут — нулевой слой погружает посетителей в поток видеозвуковых образов, созданных Юрием Эликом, Марией Фоменко и Александром Ванюковым. Куратор отметила, что этот слой подобен самому городу: он распадается на узнаваемые фрагменты и вновь собирается в единую живую картину, задавая эмоциональную вибрацию всему последующему маршруту.

Первый слой посвящён работам современных петербургских художников Ильи Овсянникова, Андрея Люблинского, Олега Хвостова, Ивана Чемакина и Ольги Васильевой. Каждый автор предложил свою интерпретацию города. Петербург смог пересобрать свою монументальность через абстракции и минималистичную геометрию, подчеркнуть вневременность с помощью простых объемов и напомнить об индивидуальности через, казалось бы, привычные цифровые ландшафты и временные конструкции.

Второй слой отдан фотографии. Работы созданы участниками фотолаборатории под кураторством художника-фотографа Эрмитажа Юрия Молодковца. Здесь горожане смогут увидеть работы Дмитрия Егорова, Алисы Лю, Рины Моф, Марины Сиваковой и Ивана Турухано. В этом пространстве город на Неве стал одновременно хрупким и устойчивым: атмосфера города складывается из аскетичных наблюдений, тактильных моделей воображаемых кварталов и визуальных дневников, где привычные предметы оказываются увиденными под новым углом.

«Мы понимаем, что часть посетителей выставки будут гостями нашего города. И если они могут узнать в работах Дворцовую площадь то, например, дом 37А на 18-й линии Васильевского острова или какие-то кусочки Фонтанки могут быть им незнакомы. Поэтому здесь же представлены истинные виды, чтобы посетители смогли сравнить видение автора и то, как локации выглядят на самом деле», — рассказал куратор Дмитрий Мильков.

Третий слой включает стрит-арт, созданный прямо на стенах зала художниками Максимом Имой, alesha и Базелевсом, так как именно уличное искусство находится в наиболее прямом диалоге с городом, подчеркнули организаторы.

Многоголосица подхода

Куратор Дмитрий Мильков обратил внимание, что органичный союз живописи, графики, фотографии, видеоарта, звука и стрит-арта — редкая ситуация для Петербурга. По его словам, выставка создавалась не как простая развеска работ, а как единое пространство, в котором всё связано между собой: стены, технические элементы, структура пола и сами произведения. Поэтому следовать чёткой нумерации слоёв при осмотре или нет — решают уже сами зрители.

Мильков называет символику числа π метафорой петербургской многослойности. По его мнению, собирательный образ города всегда складывается из множества личных впечатлений, и именно эта мозаика даёт ощущение бесконечных репрезентаций. Петербург здесь представляется не как что-то объективное, раз и навсегда определённое, а как галерея мифов и художественных форм, которые продолжают возникать прямо сейчас.

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах