МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

Петербургских пенсионеров учат противостоять телефонным мошенникам

Автор Мария Каллас. Фото предоставлены пресс-службой Т2

В администрации Приморского района прошел урок цифровой грамотности для пожилых петербуржцев. Цикл «Безопасность с заботой» проводит мобильный оператором T2 совместно с «Ростелекомом» в рамках городского проекта «Серебряный возраст». Больше полусотни человек пришли узнать, как защититься от злоумышленников и не дать обмануть себя и близких.

Когда профессионалы играют против любителей

Кибермошенники прицельно охотятся на уязвимые группы населения: чаще всего это пенсионеры и дети, поскольку технологии им менее знакомы, а уровень доверчивости выше. Сергей Тимошин, директор макрорегиона «Северо-Запад» T2, объяснил, что граждане становятся жертвами целых колл-центров, из которых звонят профессиональные психологи. Слова коллеги подтверждает и Илья Сергеев, старший прокурор управления прокуратуры Санкт-Петербурга:

«40% от общего числа преступлений в городе составляют телефонные мошенничества», — отметил представитель надзорного ведомства.

Автор Мария Каллас. Фото предоставлены пресс-службой Т2

Говоря о борьбе со злоумышленниками, Сергей Тимошин рассказал о масштабах блокировок: в 2024 году оператор заблокировал более 75 млн попыток мошеннических вызовов. Тех злоумышленников, кто смог дозвониться, переключали на взаимодействие с ботом. В итоге мошенники проговорили с ним более 300 тысяч часов. В этом году цифры уже выше.

Шесть схем обмана

О том, как именно обманывают россиян, рассказал Александр Шевченко, начальник Управления по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий ГУ МВД России по СПб и ЛО. Он перечислил самые популярные сценарии, к которым относятся звонки от «родственников», силовиков, из банков, предложения соцслужб и оповещения о необходимости замены счетчиков или домофонов. Эксперт напомнил, что ни одна государственная организация не пользуется мессенджерами, только обычным телефоном, и то, исключительно в крайних случаях.

Два железных правила

Говоря о мерах защиты, Шевченко сформулировал первое правило: не отвечать на незнакомые звонки, особенно в мессенджерах.

«Не берите трубку и даже не слушайте, что там говорят. Вступая в бой с профессиональным противником, через пять минут разговора вы забудете, как вас зовут», — предупредил он.

Дополнил коллегу Тимошин, озвучив второе правило: никому не сообщать СМС-коды. Они предназначены исключительно для владельца телефона и нужны для входа в личные сервисы. Если кто-то просит продиктовать пришедшие в СМС цифры, значит, мошенники пытаются получить доступ к аккаунтам жертвы — чаще всего к Госуслугам.

«СМС только для вас — это железное правило», — подчеркнул представитель оператора.

Автор Мария Каллас. Фото предоставлены пресс-службой Т2

Новые законы против обманщиков

Для защиты граждан от мошенников с 1 сентября в России начали действовать усиленные меры. Главное нововведение — обязательный период охлаждения при выдаче потребительских кредитов. Теперь банки не могут мгновенно одобрять займы — должно пройти определенное время, за которое человек может передумать или понять, что стал жертвой обмана. Также власти ограничили вызовы через мессенджеры, поскольку именно через них проходит большинство мошеннических звонков.

Реальная опасность

Во время лекции аудитория также активно делилась опытом. Одна из участниц рассказала: «Звонили из Тулы, хотя живу в Петербурге много лет. Требовали поменять счетчики в квартире. Очень напористо, прямо скандал устроили».

Пенсионерка не повелась на обман, но сотни доверчивых граждан верят и отдают личные данные и деньги злоумышленникам. Также гости интересовались судьбой звонков в зарубежных мессенджерах. Сергей Тимошин отметил, что пока ждать их возвращения не стоит. По его словам, это вынужденная мера для защиты граждан от информационных диверсий.

Автор Мария Каллас. Фото предоставлены пресс-службой Т2

Если клюнули на удочку

Эксперты объясняют, что чаще всего мошенники пытаются выманить у жертв доступ к Госуслугам. Если злоумышленникам все же удалось узнать код доступа на портал, нужно немедленно обратиться в МФЦ. Восстановление доступа к аккаунту займет не более 5 минут.

В случае любых сомнений эксперты советуют обращаться в официальные службы: МВД по номеру 112, прокуратуру — по официальным номерам. А уроки по киберграмотности будут продолжаться.

«Мы воспринимаем это как часть нашей социальной ответственности — заботу о жителях Санкт-Петербурга», — прокомментировал инициативу компании Тимошин. — Мы сами живем в этом городе, мы родом из этого города. Поэтому, конечно, будем заниматься подобными проектами».

Реклама. ООО "Т2 МОБАЙЛ", ИНН 7743895280

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах