Сила поддержки. Часть 1 — «Важнейшая задача — адаптация бойцов»
Елена рассказывает, что в отделение, где она трудится, раньше привозили пациентов с ОРЗ и пневмониями, а теперь прямо с поезда доставляют раненых бойцов. По словам медсестры, иногда душевные раны пациентов бывают серьезнее физических. Она старается излечить и те и другие. Потому что иначе не может.
У нее не возникает сложностей в общении даже с любителями помолчать.
«У нас разные ребята лежат по статусу, менталитету, образованию, вероисповеданию, взглядам на жизнь. У меня к каждому индивидуальный подход», — говорит Елена.
А бойцы, чувствуя по-настоящему материнскую заботу, открываются.
«Беседы один на один — самые эмоциональные. Это боль, слезы, признания: им хочется выговориться», — вздыхает наша собеседница. По ее словам, во время лечения и реабилитации бойцам очень важно обычное человеческое общение, сердечный подход.
Елена старается общаться с бойцами в непринужденной обстановке. Одним может предложить вместе чай попить, другим — прогуляться до балкона и с него посмотреть на мирный Петербург (такие походы — и тренировка мышц, и душевная релаксация).
«Понимаете, они находятся в междумирии: между окопом и неизвестностью», — говорит Елена.
Иногда, чтобы поддержать новоприбывших, она рассказывает истории уже выписавшихся пациентов. Как правило, со счастливым концом. Но есть среди них и такие, что глубоко врезаются в память и хранятся в самых ее потаенных уголках.
«Естественно, все услышанное пропускаешь через себя. А потом ребята восстанавливаются, уезжают: кто домой, а кто обратно на фронт. Ты с доски фамилии стираешь, а в памяти-то они остаются. Может, фамилию не вспомнишь и диагноз, а истории сразу всплывают. Они просто отпечатываются. Знаете, внутри будто картотека уже», — говорит Елена.
Она рассказывает, как ночью принимала раненых бойцов с поезда. Их было 12. Один из военнослужащих вышел на своих ногах. Во время перевязки выяснилось, что у него сильно обморожены ступни. Врачи и медсестры бились над тем, чтобы спасти бойцу ноги. Надеялись, что гангрена не пошла глубоко. Но в итоге ступни пришлось ампутировать. Это было в феврале. Военнослужащий рассказал, что получил ранение, но из-за обстрелов его не могли быстро эвакуировать. Помощь пришла через пять морозных дней. Тогда он и обморозил ноги.
Когда бойца перевели в другое отделение для прохождения реабилитации, Елена и другие медработники его регулярно навещали. Супруга и дети пациента стали им как родные. Связь не оборвалась и после выписки бойца.
«Совсем скоро будет протезирование. Он мне обещал медленный танец», — улыбается Елена.
Запомнился ей и пациент по имени Сергей. У него вся спина была посечена, вероятно, при взрыве дрона рядом. Ран было много, и все довольно глубокие. Он долго лечился и все время делился с медсестрой переживаниями: «Только бы меня не комиссовали».
«Такие вот у нас отчаянные ребята. Хотят вернуться к своим, тем, кто остался там, на передовой, — говорит Елена. — Каким бы тяжелым ни было ранение, все демонстрируют мужское единство и несломленный дух».
А бывает, что, попав в госпиталь, бойцы встречают свою любовь. Елена рассказывает, как одна из ее молодых коллег «на нейтральной территории» познакомилась с бойцом, проходившим реабилитацию после ампутации ног (их отрезали до колена). В какой-то момент он подъехал на коляске к избраннице и сообщил: «Ты будешь моей».
«Они расписались, ждут ребенка, — рассказывает наша собеседница. — Не надо парням думать, что, если инвалид, значит, никому не нужен. Жизнь продолжается! И любовь никто не отменял. На мой взгляд, самая успешная реабилитация — когда одинокие люди находят свои вторые половинки, а женатые чувствуют поддержку и любовь родных».
Елена поддерживает связь со многими своими бывшими пациентами: и с вернувшимися на фронт, и с привыкающими к жизни «на гражданке». Ей важно знать, что у бойцов все в порядке. И они присылают медсестре, которая по-матерински окружила их заботой, поздравления с праздниками.
«Мне отрадно, когда они пишут, что у них все хорошо», — признается медработница.
Желающим стать волонтерами Елена советует дарить бойцам… впечатления. Пребывание в госпитале веселым времяпрепровождением не назовешь. Но военнослужащих, которым разрешено покидать палаты, точно порадует выезд на культурное мероприятие, прогулка по Неве или экскурсия по Петербургу.