Ежегодный праздник выпускников «Алые паруса» — грандиозное шоу, известное на всю страну, и далеко за ее пределами: в 2019 году одно из известных британских изданий включило его в топ-3 самых посещаемых туристических событий мира. В 2025-м мероприятие посетили порядка 100 тысяч человек. В это число можно включить и небольшой отряд волонтеров-добровольцев, готовых бесплатноследить за порядком на площадках. Журналист «МК в Питере» попала в их ряды и увидела изнанку самого известного школьного праздника.
Праздник «Алые паруса» прошел с невиданным размахом. Более зрелищное мероприятие представить сложно. На Дворцовой площади собрались лучшие выпускники не только петербургских школ: в гости в Северную столицу приехали ребята из 31 региона России и десятков других стран, включая Абхазию, Белоруссию, Киргизию, Молдавию, Узбекистан, Кубу, Венесуэлу и страны Африки. Более 100 тысяч подростков прощались со школой под песни популярных групп и артистов. В праздничной концертной программе на Дворцовой площади выступили The Hatters, Зара, «Агата Кристи», Валерия Bearwolf и другие исполнители. Хедлайнерами «Алых парусов – 2025» стали звезды 90-х — «Иванушки International» и Надежда Кадышева. Фолк-певица в среде школьников сегодня является музыкальным идолом — новую волну популярности певице принес завирусившийся в прошлом году хит 20-летней давности «Плывет веночек».
Нововведением этого года стало участие в празднике легендарных «Катюш»: ракетные системы залпового огня времен Великой Отечественной войны установили на Троицком мосту. Боевые машины (БМ-13) выпустили более 300 снарядов с пятиметровым пламенем. Залпы давали и со Стрелки Васильевского острова. Безопасность обеспечивали более 700 силовиков, около 130 сотрудников МЧС и волонтеры.
В их ряды я и попала. Просто подала заявку и успешно прошла отбор в ряды волонтеров. Как выяснилось, у добровольцев, готовых не спать ночами во время репетиций, важная миссия: они помогают телевизионщикам найти наиболее выигрышные ракурсы и отрепетировать съемки праздника. На прогонах же, когда на Неве нет кораблика под алыми парусами, не собираются толпы зрителей, а расставить камеры, свет и прочую технику нужно заранее, чтобы во время трансляции праздника зрители со всей России смогли увидеть все.
«Будут петь и танцевать»
Работа на «Алых парусах» — мой первый волонтерский опыт. Раньше я принимала участие только в университетских активностях, и не понимала людей, которые работают бесплатно.
О том, что организаторы общегородского выпускного набирают таких людей, я узнала от подруги, у которой уже был опыт добровольчества.
«Ты стоишь на набережной, за тобой выпускники. А ты впереди, ближе всех к реке, и смотришь на шоу. Это так красиво!» — делалась она воспоминаниями и впечатлениями.
И я решила действовать. Обычно на набережные к моменту прохода брига много людей. Фотографии подростков, залезающих на столбы или шеи друзей, чтобы увидеть корабль, каждый год облетают соцсети. А тут есть гипотетическая возможность увидеть легендарное судно из первых рядов. Требования к кандидатам (им обязательно должно быть больше 18 лет) сложными не назовешь. Всего-навсего надо заполнить анкету, сделать репост объявления о наборе волонтеров, выбрать свою функцию на празднике и быть готовым к ночным бдениям (репетиции длятся до 3 ночи).
Добровольным блюстителям порядка предлагали работать на одном из двух направлений: «Водно-пиротехническое шоу» и «Проверка билетов». Я, конечно, выбрала первое — очень хотелось посмотреть шоу в акватории Невы. Правда, что именно мы, волонтеры должны будем делать в рамках своей неоплачиваемой работы, до последнего осталось неясным.
В анонсе, рассылаемом организаторами, будущие обязанности (мои и коллег) были обозначены довольно размыто: «Волонтеры будут помогать во время ночных подготовительных репетиций и в день праздника на водно-пиротехническом шоу в акватории реки Невы, смогут увидеть, как работает команда проекта, проникнуться творческой атмосферой на площадке, принять активное участие в подготовительном процессе, будут танцевать и петь известные песни, стоя на набережной Невы».
Не нашлось конкретики и на сайте учета волонтерской деятельности «Добро.ру»: «Участие в постановке творческих номеров различных направлений и жанров, организация репетиций и выступлений. Участие в театрализованных постановках и массовых перестроениях». Нам лишь заранее прислали тексты песен, которые следовало изучить, а в идеале – запомнить. Также всех прошедших отбор волонтеров попросили одеваться по погоде, повседневно, отдавая предпочтение вещам без крупных логотипов, нецензурных изображений и надписей. Обувь рекомендовали выбрать на низком каблуке, либо плоской подошве.
Ну и, конечно, волонтерам было запрещено курить, ругаться, показывать неприличные жесты и проявлять неуважение к гостям и организаторам. Фотографировать тоже запретили.
Почему так – стало известно на первой репетиции.
«Удивляемся! Хлопаем! Машем!»
Волонтеров «Акватории» (так назвали тех, кто, как и я, выбрали направление «Водно-пиротехническое шоу») разделили на несколько групп. Холодным вечером 10 июня в 21:20 группа «Акватория III» собиралась в Александровском саду у Адмиралтейства. В группе из минимум 200 человек стояли парни и девушки разных возрастов. Большинство — совсем юные (18-19 лет).
Я в порядке живой очереди подхожу к координаторам, отмечаюсь в списке и закатываю рукав: на руку мне ставят печать, без предъявления которой меня не пустят в закрытые для всех остальных зоны во время репетиций. Потом координаторы скомандовали построиться в шеренги по пять человек. Так, строем, мы отправились к месту работы: спуску со львами на Адмиралтейской набережной. Здесь уже разместилась съемочная группа. Тут нас опять поделили на группы и расставили по росту. Особо нарядным выдали ленточки с надписью «Выпускник». Остальным вручили брендированные флажки и светящиеся палочки. Нам предстояло стать актерами.
Громко заиграла музыка. Началась съемка.
«Смотрим по сторонам, пытаемся понять, что за песня заиграла! Удивляемся! — кричал в мегафон режиссер. — Показываем пальцем в сторону салюта! Хлопаем! Машем! Улыбаемся, ручки не опускаем!.. Сейчас грустная песня будет, ручки к сердцу прикладываем! Четвертая группа достает телефоны».
Никакого салюта на репетиции, понятное дело, не было. Вместо отсветов фейерверка, были прожекторы, которые мигали то красным, то белым светом. Телевизионная камера раз за разом пролетала мимо нас, снимая лица. Не сбиться помогал один из участников съемочной группы. Он, стоя перед нами изображал, что поет, прыгал, активно махал руками. Мы повторяли за ним.
«А теперь смотрим налево, там плывет кораблик! Вот он плывет, плывет... Смотрим, машем ему», — продолжал кричать режиссер. Корабля, конечно же, тоже не было.
Поначалу участвовать в съемках было увлекательно. А потом песни начали крутить по кругу. И каждый раз надо было поднимать руки, подпевать и так далее. Довольно скоро волонтеры, особенно юные, начали жаловаться, что устали.
Первая репетиция закончилась около двух часов ночи. Метро уже не ходило, общественный транспорт тоже. Впрочем, организаторы заранее попросили разделиться по районам и организоваться по четверо живущих относительно недалеко друг от друга. Мы вызывали такси, а потом отправляли данные о поездке и затратах координатору. На следующий день сумму, потраченную на поездку возмещали.
В первую ночь разговорилась с другими волонтерами. У каждого, конечно, были свои причины пойти добровольцем на «Алые паруса».
«Я постоянно волонтёрю. Мне просто нравится тусовка», — призналась студентка Оля.
«Я из другого города и никогда “Алые паруса” вживую не видела, только по телевизору. Очень хочется посмотреть на них поближе», — смущаясь, сообщила студентка Мария.
Были и недовольные. Правда, не условиями волонтерства, а общением с координаторами и отсутствием точной информации об обязанностях.
«Девчонкам неподалеку сказали снять куртки, а на улице такая холодрыга. А координаторы еще и не могли конкретно сказать, что от нас хотят», — жаловались волонтеры из другой группы «Акватория».
Счастливчики, к которым такси приехали быстро, садились и разъезжались домой отсыпаться. Части не повезло: из-за разведенных мостов их путь домой увеличивался на полчаса.
«Мы смотрим!»
Вторая репетиция была уже генеральной. В этот раз нам раздали бейджики и повели на другую точку. Все те же песни, поднятые вверх руки. Правда, на этот раз по Неве шел бриг под алыми парусами, а мосты были празднично подсвечены. Достаю телефон, чтобы запечатлеть проход судна.
«Не снимайте, зачем вам это надо?» — говорит появившийся будто из-под земли координатор.
Спустя минуту его коллега, подойдя к ограждению набережной демонстративно под завистливые вздохи волонтеров делает селфи на фоне судна.
Стоило одной из студенток-волонтеров достать смартфон и снять бриг, как к ней тут же подлетел куратор.
«Не выкладывайте фото! У нас есть ссылки на ваши соцсети, мы их смотрим!» — кричал юноша.
В этом время мои коллеги из редакции отправляли в рабочий чат фотографии идущего по Неве корабля. Представители разных СМИ спокойно передвигались по набережным в поисках выигрышного ракурса и делали серии снимков. В принципе, я так и не поняла, почему их не давали делать волонтерам. Вероятно, люди, уткнувшиеся в смартфоны, чтобы отправить снимки, не очень хорошо смотрятся в кадре. А так можно было сбить процесс репетиции телетрансляции.
День X
Конечно же, больше всего волонтеры ждали 28 июня. Собрались нас у здания Центрального выставочного зала «Манеж». Пока мы выстраивались в ровный строй то и дело подходили гости праздника.
«Это очередь на “Алые паруса”?» — интересовались люди. Вероятно, их уже не раз развернули на подходах к набережным. Среди тех, кто искал проход, чтобы оказаться поближе к маршруту прохода брига оказалась популярная в узких кругах блогер Даша Каплан. Строй распался. Молодежь просила о совместном селфи и выстроилась в очередь к звезде соцсетей. Но в итоге и ее, как всех других прохожих, отправили к проходам, организованным для гостей. Нас же строем повели к набережной.
Нам пришлось преодолеть пять пунктов досмотра, и на каждом приходилось предъявлять бейджи, документы и демонстрировать содержимое сумок. Любая еда, будь то пирожки или чипсы, изымалась. Понятное дело, если кому вдруг взбредет в голову перекусить в самый ответственный момент, он может попасть в кадр. Это будет некрасиво. У одной из студенток-волонтеров забрали блеск для губ. Бутылки с водой проносить также не разрешалось по соображениям безопасности. Но их уже на точке волонтерам выдавали координаторы, поэтому от жажды никто не страдал.
На тот раз около точки была не только съемочная группа. К моменту, когда на Неве показался бриг набережные начали брать на абордаж петербургские школьники и гости города. Пока шел эфир, координаторы, перекрикивая музыку, командовали волонтерам: «Руки не опускаем!». Да-да, помним. Все улыбаемся и машем. Полноценно насладиться проходом корабля не получилось: так как я оказалась в конце волонтерской толпы, самые красивые моменты шоу могла наблюдать только через экран поднятого над головой смартфона: на этот раз снимать не возбранялось. Более того, координаторы даже просили делать фото и видео, но при выкладке в соцсети не забывать про хештеги.
Зрелище, конечно, завораживало. Даже через экран телефона. Я, боящаяся салютов, с восторгом наблюдала за яркими всполохами в небе над Невой, а в конце, когда бриг покидал акваторию реки, признаюсь, прослезилась. Я одновременно и вспомнила все, что испытывала на своем выпускном, и была рада, что ночные бдения с постоянно поднятыми руками закончены.
Соглашусь ли я в ближайшее время поволонтерить на массовом мероприятии ради приобщения к празднику? Не уверена. Но, конечно, каждый, когда вживую увидел бриг с алыми парусами, уже никогда не забудет этот момент. Все же не просто так он вошел в список лучших туристических мероприятий мира.