По словам заместителя председателя городского комитета по транспорту Михаила Казакова, сейчас текст нового финансового соглашения находится в разработке. Как пишет издание «Ведомости Северо-Запад», обсуждается два варианта перечисления денег в петербургский бюджет. Согласное первому, сервисы проката будут отчислять по тысяче рублей (за сезон) за каждый электросамокат. Тогда доход будет зависеть исключительно от того, какое количество СИМ кикшеринговые компании выставят на улицы для аренды. В этом году они предоставили пользователям 42 тысячи электросамокатов. То есть, будь соглашение подписано ранее, город получил бы 42 млн рублей за СИМ-сезон. Второй вариант предполагает, что кикшеринговые компании будут платить определенную сумму за аренду территории для парковки средств индивидуальной мобильности. При этом Смольный уже рассмотрел около 13 тысяч локаций для организации СИМ-стоянок.
По словам Казакова, оба варианта «подтвердят готовность операторов с ответственностью подходить к городским инициативам, участвовать в развитии велоинфраструктуры». Чиновник добавил: новая схема взаимоотношений с кикшеринговыми компаниями может заработать уже в ближайшие несколько месяцев. На деньги, которые будут поступать в бюджет, город планирует развивать велоинфраструктуру. Напомним, согласно ранее озвученным данным, к 2039 году общая протяженность велодорожек в Петербурге должна составить 512 км (сейчас это 154 км велотрассы).
Смольный ежегодно подписывает соглашение с кикшеринговыми компаниями — Whoosh, «Яндекс Go» и «МТС Юрент». Каждый раз документ обрастает новыми пунктами. С 2021 года в соглашения были внесены положения о появлении в городе «медленных зон» и территорий, закрытых для СИМ. Задокументировано и требование по ограничению максимальной скорости движения электросамокатов. Прописано в нем и то, что центр города открыт только для сквозного проезда, парковаться в нем нельзя. Соглашением закреплено и требование о выделении мест для парковки СИМ, чтобы пользователи не бросали средства индивидуальной мобильности где вздумается. Среди последних договоренностей — выключение сервисов во время непогоды (во время дождя, штормового ветра или снегопада райдеры не смогут арендовать электросамокаты).
Как пишут «Ведомости», все три оператора подтвердили, что принимают участие в разработке нового финансового соглашения.
«Механика финансирования транспортной инфраструктуры со стороны операторов находится в процессе проработки с городом, документ пока не подписан. Когда мы сможем определить приемлемый для всех механизм, поделимся информацией», — сообщил изданию представитель компании «МТС Юрент». Схожей позиции придерживаются в Whoosh.
Представитель «Яндекс Go» отметил, что ключевой вопрос — методология расчета. Дело в том, что в зависимости от погодных условий количество самокатов, предоставляемых петербуржцам, в течение сезона меняется.
«Если в Петербурге и области работает порядка 18 тысяч электросамокатов, то остается вопрос, как зафиксировать эту сумму. Ориентировочно это 18 млн рублей. Количество самокатов в городе зависит от месяца: например, в марте их меньше, чем в июле — августе. У нас некоторые самокаты весь сезон не откатывают», — цитирует издание руководителя по взаимодействию с органами государственной власти «Яндекс Go» Павла Крупинова.
Пока что власти и кикшеринговые компании проговаривают все вопросы и ищут на них ответы, которые удовлетворят обе стороны — город и бизнес.
Транспортные аналитики и инженеры сомневаются, что собранных с сервисов проката денег хватит на развитие велоинфраструктуры. А вот направить их на организацию парковочных зон стоит. К чему придут в Смольном и кикшеринговых компаниях, покажет время.