МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

«Призрачные» нарушители: почему частные электросамокаты стали опаснее прокатных СИМ

С каждым годом в Петербурге регистрируют все больше нарушений, совершенных пользователями электро­самокатов. По словам директора Ассоциации операторов микромобильности Ксении Эрд­ман, это связано с тем, что кикшеринговые компании стали лучше фиксировать несоблюдение правил дорожного движения. Однако сейчас главной проблемой для операторов и властей города стали владельцы частных электросамокатов, которые не подчиняются правилам сервисов проката.

Фото: «МК в Питере»

С начала сезона электросамокатов специалисты комитета по транспорту Петербурга зафиксировали больше 9 тысяч нарушений, совершенных пользователями средств индивидуальной мобильности (СИМ).

Чаще всего райдеры попадаются на том, что не спешиваются на пешеходных переходах. За три месяца инспекторы Городского центра управления парковками выловили больше 7 тысяч нарушителей, которые игнорировали зебру.

Также петербуржцы часто использовали электросамокаты для поездки вдвоем или втроем, неправильно парковались и передавали управление СИМ подросткам.

Всю информацию о нарушениях городские специалисты отправляют в кикшеринговые компании, которые потом решают, как наказать нерадивых пользователей. К слову, сообщить о несоблюдении райдером правил дорожного движения может любой очевидец. Для этого можно позвонить по телефону +7 (812) 240-92-72 или воспользоваться телеграм-­ботом @Samokat_ru_bot.

Необходимо указать цвет или название кикшеринговой компании, номер самоката, место и время нарушения. К сообщению в боте можно прикрепить фотографию и видео.

Директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман рассказала, что сейчас выявляется около 90% нарушений, которые совершают пользователи кикшеринговых операторов.

«Частники тоже нарушают, но найти их потом сложнее. В целом личные электросамокаты являются одним из пробелов в отрасли, так как они находятся в серой зоне. Не так страшно, что они часто не соблюдают правила. Хуже, что в случае ДТП владельцев практически невозможно найти, так как городские камеры не могут проследить путь человека, который совершил аварию. Таким образом, он остается безнаказанным», — сказала Эрдман.

По информации эксперта, количество зарегистрированных аварий с каждым годом увеличивается, так как улучшаются системы мониторинга за ними.

«Наш чат-бот ежегодно расширяется на большее количество городов. Также люди чаще сообщают о нарушениях, которые они видят», — заявила Ксения Эрдман.

Как отметила специалист, других способов для выявления нарушений у операторов пока нет. Кикшеринговые компании связываются с комитетом по транспорту через чат в Telegram. А по горячей линии операторы могут принять в работу только нарушения, связанные с парковкой. Если пользователь не спешился на зебре или на самокате ехали несколько человек, компании нужны фотографии, данные о месте и времени совершения нарушения, а также номер самоката. После этого операторы связываются с пользователем, разбираются в ситуации и принимают решение о том, что делать дальше: ограничиться предупреждением, выписать штраф или заблокировать аккаунт.

И все же с каждым годом ситуация с электросамокатами в Петербурге становится лучше, так как кикшеринговые компании Whoosh, «Яндекс» и «МТС Юрент» ежегодно заключают с городом соглашения об ограничениях. При этом документ дополняется новыми пунктами после проведенной по завершении предыдущего сезона «работы над ошибками».

Так, центр города освободили от парковок электросамокатов: в Центральном, Адмиралтейском, Петроградском и Василеостровском районах можно кататься на электросамокатах, но завершать поездку нельзя. В Северной столице, как и в других крупных городах, максимальную скорость прокатных СИМ снизили до 20 км/ч. В людных локациях появились медленные зоны, где электросамокаты сами притормаживают до 15 км/ч (а на некоторых участках — до 10 км/ч).

В целях повышения безопасности кикшеринговые компании самостоятельно обновили правила верификации райдеров, чтобы не допустить использования СИМ несовершеннолетними и поездок вдвоем/втроем. Сейчас новые пользователи Whoosh должны регистрироваться с указанием банковских данных.

«Яндекс Go», в свою очередь, установил на все свои самокаты крупные горизонтальные номера, чтобы полиция легче фиксировала нарушения райдерами ПДД.

Также компании ввели и регулярно повышают штрафы за проступки пользователей. За езду в нетрезвом виде кошелек пользователя «похудеет» на 100 тысяч руб­лей, за поездку вдвоем или втроем — на 5 тысяч руб­лей. Если на самокате проедет ребенок, то родителей оштрафуют на 10 тысяч руб­лей. Тот, кто не спешивается на зебре, заплатит 1 тысячу руб­лей. После нескольких нарушений аккаунт пользователя заблокируют.

«МТС Юрент», чтобы повысить грамотность пользователей, начал проводить занятия: в школе под открытым небом учат безопасному вождению, разъясняют правила сервиса и рассказывают про основные пункты ПДД, которые обязан знать и соблюдать райдер. В этом году школа вождения была организована на территории «Флагштока». Ее за день посетили 150 человек. По словам гендиректора «МТС Юрент», около 90% самокатчиков перестают нарушать правила дорожного движения после обучения в специальной школе от кикшеринговой компании. Аналогичные школы в прошлые годы открывали и другие сервисы проката СИМ.

Методичная работа по повышению безопасности использования электросамокатов не понравилась лихачам. Склонные к совершению нарушений райдеры начали покупать агрегаты в личное пользование. По словам автоюриста Александра Шумского, в 2025 году россияне приобрели в 1,5–2 раза больше СИМ, чем в прошлом году. На данный момент эксперты насчитывают в стране 2 млн непрокатных СИМ. Следить за ними гораздо сложнее, так как на них нет опознавательных знаков. Но не исключено, что в будущем законодатели предложат прописать обязательную регистрацию электросамокатов при их покупке в личное пользование.

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах