В социальных сетях и домовых чатах россияне активно обсуждают очередную мошенническую уловку, а в отделах полиции и МФЦ уже принимают первых потерпевших. Суть схемы раскрыли сотрудники киберполиции России. Начинается история со звонка якобы из управляющей компании: потенциальной жертве сообщают, что в парадной меняют двери (или домофоны). Для правдоподобности интересуются, сколько необходимо изготовить электронных ключей, как удобнее их будет получить и понадобятся ли запасные. Поняв, что человек клюнул, киберпреступники сообщают: теперь у каждой квартиры будет свой код от домофона, потому что общий противоречит политике безопасности. Но управляющей компании необходимо отразить у себя выданные «номера». Они просят жертву продиктовать цифры из пришедшей на телефон СМС.
— Естественно, это оказывается код для восстановления доступа к значимым аккаунтам, — говорят киберполицейские. — Дальнейшее развитие схемы может варьироваться. Один из потерпевших, например, под воздействием преступников установил приложение «для защиты аккаунтов», вследствие чего лишился более миллиона рублей.
Таким способом аферисты могут получить доступ к чему угодно, и зачастую они используют «домофонную» схему для взлома аккаунтов на «Госуслугах».
Как рассказала «МК в Питере» руководитель отдела по сопровождению клиентов и кредитов Финансово-правового альянса Евгения Бондар, последние схемы — лишь часть общего тренда. Но если раньше аферисты выманивали деньги, представляясь сотрудниками банков или силовиков, то теперь маскируются под представителей различных официальных структур. При этом они очерняют всех, кто может помешать жертве передать деньги или нужную мошенникам информацию. Они запрещают рассказывать о звонке кому бы то ни было.
— К несчастью, до сих пор аферистам удается вводить жертв в заблуждение, играть на человеческих слабостях. Они умеют правильно выстроить диалог и надавить на самые чувствительные места. И приемов у них множество, — сообщила Евгения Бондар.
Эксперт призывает петербуржцев тщательнее изучать информацию о методах работы мошенников и рассказывать пожилым родственникам о новых схемах обмана. А чтобы не стать жертвой дистанционной аферы, нужно соблюдать правила юридической и цифровой гигиены. Они просты: не отвечайте на незнакомые номера, не диктуйте по телефону персональные и банковские карты, коды из СМС или push-уведомлений и не подтверждайте запросы на операции с деньгами.