МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

Увлеченные спортом жители Ленобласти вынуждены сами прокладывать зимние трассы

Пока власти строят большие объекты, ленинградцы вынуждены за свой счет оборудовать популярные у жителей Петербурга и области лыжные трассы

Что делать, если желание кататься на лыжах есть, а трассы в ближайших окрестностях нет? С такой проблемой столкнулись жители Ленобласти. Сначала они обратились за помощью к властям, а потом, не дождавшись ответов, решили взять дело в свои руки и стали формировать лыжные трассы. Все бы ничего, вот только дело это непростое: нужна и физическая сила, и специальное оборудование, и поддержка неравнодушных к зимним видам спорта людей со свободным временем.

Обустройство лыжни в Сертолово. Фото предоставлены героями публикации

Все за свой счет

Житель Сертолово Андрей Солозобов лыжами увлекся в детстве и к 16 годам выполнил норматив КМС по спортивному ориентированию зимой. Из-за того что в его родном населенном пункте никогда не было нормальной трассы, парню приходилось ездить на тренировки в Кавголово, Парголово и Осиновую Рощу.

«В Сертолово люди катались просто по протоптанной в поле лыжне. Кататься коньком и тренироваться в таких условиях было невозможно», — рассказал нашему изданию Андрей.

На ­какое-то время наш собеседник увлечение лыжами забросил. Вспомнил о нем, когда стал отцом. У мужчины появилось желание вернуться к занятиям: чтобы физическую форму поддерживать и научить кататься своих детей. Однако столкнулся с проблемой: за много лет ситуация с трассой не изменилась.

В 2021 году Андрей связался со всеми знакомыми лыжниками — любителями и профессионалами. Вместе они подали коллективное заявление в администрацию Сертолово с просьбой помочь лыжникам. На быстрый ответ мужчина не надеялся, поэтому начал своими силами оборудовать трассу. Увлекающиеся зимними видами спорта жители города были благодарны, правда, финансово помогать не спешили, Андрею пришлось все делать за свой счет. А чиновники, по словам нашего собеседника, в итоге поддержать инициативу лыжников отказались. Оказывается, поле, по которому катаются спортсмены, находится в ведении Юкковского поселения. Трата денег из бюджета Сертолово на организацию трассы на территории «чужого» муниципального образования — финансовое нарушение.

Мужчина объясняет: проложить лыжню самостоятельно, конечно, можно, но для этого необходимо оборудование. Например, снегоход с широкими гусеницами и специальный инвентарь.

«В минимальный набор входят резак для прорезки лыжни и борона для выравнивания и прокладки трассы под конек. В идеале нужен еще каток для утрамбовки. Стоимость такого комплекта — от 100 тысяч руб­лей. Это не считая затрат на ГСМ и ремонт техники. И конечно, для всего этого нужны свободное время и вовлеченность. Кроме того, нельзя один раз проложить трассу и забыть о ней. Во время оттепели необходимо подсыпать снег — на это тоже нужны силы и время», — рассказывает Андрей.

Наш собеседник признается: сертоловским энтузиастам повезло, так как трассу они прокладывают по полю. Если маршрут проходит вдоль леса или через него, работы гораздо больше: надо ветки убирать, разные участки выравнивать, размытые дождем дороги засыпать.

Лыжная трасса, которую делает Андрей, состоит из двух кругов: большого (1600 метров) и маленького (400 метров) — для детей и новичков. Здесь можно кататься и коньком, и по классической колее.

Сертоловская лыжня. Фото предоставлены героями публикации

Наш собеседник уверен: лыжня жителям Сертолово нужна. В городе проживает 70 тысяч человек. А в обычный зимний день покататься по полю приходит в среднем 500 человек.

«Эти цифры говорят сами за себя. К тому же Сертолово находится всего в 5 километрах от КАД, лыжня проходит по открытым полям. Это значит, что кататься по ней можно даже вечером в сумерках, с фонарем. Местные жители могут выйти из дома с лыжами и сразу отправиться на прогулку или тренировку. Также наша трасса востребована и жителями северных районов Петербурга», — рассказывает Андрей.

Помощи от ленинградских чиновников он уже не ждет. Но надеется, что активные жители Сертолово в случае необходимости поддержал материально и физически.

Трасса в Орехово

Сертолово — не единственное место в Ленинградской области, где лыжня появилась благодаря энтузиазму обычного человека. Уроженец Мурманской области Илья Строганов уже несколько лет сам прокладывает очень популярную у спорт­сменов трассу в деревне Орехово Приозерского района.

Интерес к лыжам у северянина появился в детстве. В начальной школе он занимался в горнолыжной секции, а затем — в секции беговых лыж. Потом была школа олимпийского резерва, первый разряд и КМС.

Жизнь сложилась так, что Илья, по­взрослев, переехал в Петербург. Обзавелся семьей. Конечно же, всем домочадцам он пытается привить любовь к лыжному спорту. 15 лет назад он узнал о трассе в деревне Орехово. Тогда там был небольшой (в 5 км) круговой маршрут, который существовал благодаря группе энтузиастов и заводу «Адмиралтейские верфи». Илье локация сразу понравилась. Будучи человеком разносторонних увлечений, наш собеседник на тот момент занимался еще и спортивным ориентированием. В районе живописной деревни он организовывал старты на велосипедах и беговое ориентирование.

Соревнование в Орехово. Фото предоставлены героями публикации

«В ­какой-то момент пришла идея провести возле Орехово соревнования по триатлону. Так мы познакомились с Николаем Агафоновым, который в этих местах тренировался еще во времена СССР. При поддержке Адмиралтейских верфей мы провели мероприятие по триатлону, а потом решили замахнуться на организацию лыжного марафона. Но для этого нужна трасса протяженностью 50 километров. Естественно, возник вопрос: как это сделать, чтобы было безопасно, комфортно и интересно», — рассказывает Илья Строганов.

Перед энтузиастами встала непростая задача: нужно расширить трассу и удлинить ее так, чтобы круг был протяженностью не менее 10 км. Смогли! В 2014 году в Орехово состоялся первый лыжный марафон. Активисты были воодушевлены результатом и решили продолжать развивать в Ленобласти лыжный спорт.

«Орехово уникально. Там чистый воздух, сосновый лес, озера: есть на что посмотреть, плюс хорошо развитая сеть дорог, отсутствие СНТ и ИЖС», — говорит Илья.

Однако для поддержания трассы возле Орехово нужны были техника, люди, свободное время и деньги. Чтобы лыжникам было комфортно кататься зимой, готовить маршрут нужно уже с конца лета. А Приозерский район изобилует грибами и ягодами, там постоянно гуляют люди, молодежь катается на квадроциклах и мототехнике, после чего в земле остаются следы и глубокие ямы. Осенью все это заливается дождями и происходит эрозия почвы. То и дело от старости или сильного ветра в лесу падают деревья, и их нужно убирать.

Обустройство трассы в Орехово. Фото предоставлены героями публикации

«Чем лучше мы подготовимся осенью, тем комфортнее спорт­сменам будет зимой. Поэтому мы организуем всевозможные субботники, привлекаем к расчистке леса волонтеров и лыжников. Ряд мероприятий проводим и в течение лета», — рассказывает Илья.

Сейчас, по словам мужчины, в Орехово самая протяженная сеть лыжных трасс в Ленинградской области — это 17 спортивных лыжных маршрутов длиной 3, 5, 10 и 12 км. Зимой здесь регулярно проводятся соревнования.

«Так как этот спортивный объект не стоит на балансе у города или области, все финансирование идет либо из бюджета организатора соревнований, либо из личных средств тех, кто там катается. Грубо говоря, из нашего собственного кармана. Часть оборудования, например снегоходы, мы купили на свои деньги. Иногда мы в нашей группе в VK просим лыжников помочь с приобретением оборудования или проведением ремонта. При поддержке неравнодушных спортсменов недавно взяли трассоукладчик, и теперь наши трассы более ровные и безопасные. Конечно, затраты на поддержание объекта существенные: нужно покупать те же ГСМ, так как снегоход потребляет довольно много топлива, да и Орехово находится далековато от Петербурга», — говорит Илья.

Пока что, несмотря на все сложности, лыжники-­энтузиасты справляются. Со­зданные ими трассы очень востребованные: порой около популярных маршрутов негде припарковаться. Приезжают сюда и на электричках. С 29 декабря 2024 года по 23 марта 2025‑го до Орехово будут ходить «Лыжные стрелы» — пригородные поезда, которые ежегодно запускают для любителей кататься на лыжах и сноу­борде.

Илья и другие активисты не теряют надежду, что в будущем проект ореховской лыжни получит финансовую поддержку региона. Ведь не просто так губернатор Ленобласти Александр Дрозденко на встрече с представителями Федерации зимних видов спорта заявил, что регион будет развивать зимний спорт.

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах