Только за первое полугодие 2024 года темпы ввода готового жилья в Санкт-Петербурге сократились на 20,8%, чем годом ранее. При этом в количественном выражении ситуация выглядит еще хуже: за 10 месяцев текущего года было сдано 46745 квартир, что на 23,9% ниже, чем за аналогичный период прошлого года.
Параллельно с этим сокращается и количество действующих разрешений на строительство жилья в Северной столице. Так, по данным «Дом.РФ» и Минстроя России, на которые ссылаются «Ведомости Северо-Запад», это число за год уменьшилось с 223 до 188, а сам рынок покинули сразу 10 застройщиков.
В чем же причины такого спада?
Первое и основное – это, конечно, общая экономическая ситуация в целом, - уверены эксперты. Так, удорожание строительных материалов, проблемы с логистикой, отмена основной программы льготной ипотеки и высокая ключевая ставка существенно увеличили финансовую нагрузку девелоперов. Поэтому застройщики в современных условиях не спешат вводить в эксплуатацию даже достроенные проекты.
Однако эксперты уверены: ситуацию в Петербурге усугубляет и местная градостроительная политика. Так, в городе практически не осталось свободных «пятен» под жилищную застройку, а общие требования к вводу новых объектов выросли в разы. «Факторы, учитываемые строительными компаниями при строительстве жилых и коммерческих зданий, значительно изменились за последние 20-30 лет. Сейчас в большей степени учитываются потребности жителей и пользователей зданий, а также более строгий подход к энергоэффективности и экологичности зданий», - считает декан факультета технологического менеджмента и инноваций ИТМО Андрей Анфиногенов.
При этом позитивных примеров удачной трансформации устаревшей, в том числе исторической, недвижимости под современное использование в городе масса. Пожалуй, один из самых ярких - новый планетарий в историческом здании газгольдера, открытый после реконструкции в 2017 г. Здание на набережной Обводного канала было построено более полутора веков назад для хранения газа, который использовался для освещения городских улиц, а сейчас это планетарий с самым большим в мире куполом и популярное городское общественное пространство. Другой пример – общественное пространство «Никольские ряды», открытое в здании XVIII века, где изначально располагался Никольский рынок. Сегодня это популярное место для семейного отдыха в любое время года.
Однако участники рынка уверены: девелоперы готовы браться за реализацию таких проектов только в том случае, когда видят их прибыльность. «В Петербурге, безусловно, такие объекты должны быть в работе, они должны и приносить прибыль акционерам, и вписываться в образ города», - говорит управляющий партнер ГК Fizika Development Александр Кравцов.
Тем не менее, многие здания под современные нужды приспосабливать попросту нецелесообразно. Прежде всего, это касается объектов советской застройки в спальных районах: это здания паркингов, торговых и бизнес-центров, а также бывших АТС, - говорит соучредитель компании LOTS Development Илья Канцелярчик. Он уверен, что и в центре, и на периферии можно создавать новые актуальные и доходные форматы, ведь они преображают не только сам участок, но и его окружение – делают данную локацию более востребованной и привлекательно для жизни.
Однако редевелопмент подобных промышленных и устаревших объектов в спальных районах также сталкиваются с массой сложностей. Одна из них – противодействие градозащиты. Яркий пример такого проекта: строительству жилого дома на месте бывшего здания Всесоюзного научно-исследовательского института целлюлозно-бумажной промышленности (ВНИИБ) на площади Мужества. Официально здание не является объектом культурного наследия, но градозащитники несколько раз обращались к властям города с заявками на выявление объекта в качестве памятника архитектуры, что только тормозит процесс качественного преображения этой территории.
Архитектор Никита Явейн так комментирует эту ситуацию: «Со сталинским ампиром сложно. Он берется под охрану, но как-то выдернуто, без понятных критериев. Есть ужасные дома, сделанные хозспособом с наляпанными капителями и звездочками. Есть люди, которые не отличают Росси от такого строительства, и это наша беда. Хороший пример — здание Всесоюзного НИИ целлюлозно-бумажной промышленности на 2-м Муринском. Формально оно не историческое и его никак не защитить, к тому же брать его под охрану, когда инвестор уже приобрел его, — это не самый хороший вариант. Ты вложил деньги, а тебе говорят: «Извини, парень, мы передумали».
Однако эксперты уверены: несмотря на все трудности именно редевелопмент и освоение новых городских пространств в ближайшие десятилетия станут главными трендами развития Северной столицы. Поэтому в условиях продолжающегося сокращения темпов жилищного строительства Санкт-Петербургу важно выработать взвешенную градостроительную политику, чтобы сохранить действительно важные исторические ценности параллельно с перестройкой «серых» зон, предложив инвесторам прозрачные правила работы на рынке.