МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

Концепцию НЭО зарыли в мусорной горе на полигоне «Новый Свет – ЭКО»

Фото: МК в Питере

Более одного миллиона тонн твердых коммунальных отходов из Петербурга в 2025 году будет захоронено на спорном полигоне «Новый Свет – ЭКО» в Гатчинском муниципальном округе Ленобласти. Еще чуть больше 600 тысяч тонн разместят на объекте вблизи деревни Куньголово Тосненского района. Репутационные и политические риски такого расклада весьма серьезны, но других вариантов Ленобласть соседу не предлагает.

Согласно проекту изменений в территориальную схему обращения с отходами, которую опубликовал на прошлой неделе профильный комитет Ленобласти, в 2025 году регион примет из Санкт-Петербурга чуть более 1,6 миллиона тонн бытовых отходов. В качестве площадок для размещения выбраны две: полигон ООО «Новый Свет – ЭКО» в районе столицы Ленобласти Гатчины и ООО «Эко Плант» в Тосненском районе.

Высокие риски опасного соседства

Места не то, чтобы не особо удачные, а откровенно рисковые для имиджа петербургского регоператора. Закрыть полигон в Новом Свете власти Ленобласти обещают с 2020 года. С 2023-го на объект перестали завозить областной мусор, передав свалку исключительно под отходы Петербурга. В феврале 2024 года проблемы зловония гатчинского полигона стали причиной единственного согласованного митинга в Ленобласти: жители требовали немедленного вывода из эксплуатации опасного для экологии объекта.

По сведениям Росприроднадзора, полигон «Новый Свет – ЭКО» уже давно исчерпал свою проектную вместимость: площадь размещения отходов на полигоне превысила 30,5 гектара, высота мусорного террикона - порядка 70 метров, захоронено на полигоне более 11,5 млн тонн отходов. По данным профильного комитета Ленобласти, в прошлом году на объекте сверх названного было захоронено еще почти 984 тысячи тонн городского мусора.

Проверки надзорных органов и исследование спецлаборатории в 2023 году зафиксировали существенные превышения допустимых выбросов в окружающую среду с полигона. В питьевом колодце близлежащего поселка Шаглино Гатчинского мунокруга эксперты обнаружили превышение содержания кадмия в 12 раз, а четырёххлористого углерода (тетрахлорметана) - в 2,7 раза. Очевидно, что дополнительный миллион зловонных отходов из города в 2025 году местными жителями ожидаемо не приветствуется.

То же самое касается настроений в соседнем Тосненском районе Ленобласти. Полигон «Эко Плант» особо в новостном поле пока не появляется, но ситуация может измениться. До конца 2023 года на объекте размещался исключительно мусор, сгенерированный в Тосненском районе Ленобласти, в объеме примерно 40 тысяч тонн в год. Но с 2024 года полигон стал принимать отходы из Петербурга в количестве 600 тысяч тонн в год. На 2025 год объемы запланированы такие же.

Нюанс заключается в том, что через Тосненский район проходит трассировка будущей высокоскоростной магистрали из Петербурга в Москву. Единственная остановка на территории Ленобласти и строительство вокзального комплекса запланированы в аккурат близ поселка Куньголово, совсем недалеко от полигона «Эко Плант». Соседство для такого проекта не очень.

Кроме того, как стало известно в июне этого года, Невский экологический оператор рассматривает возможность строительства собственного комплекса в Любанском городском поселении Тосненского района на месте аэродрома в деревне Апраксин Бор. Перспектива соседства уже в следующем году с 600 тысячами тонн «чужого» мусора явно не добавит симпатий тосненцев к НЭО.

Несмотря на очевидные риски социальной напряженности, других вариантов Ленобласть городскому партнеру не предложила. И это странно.

А варианты были

Например, как и в текущем году, толику малую петербургского мусора могли бы принять полигоны в Лепсари Всеволожского района (ООО «Полигон ТБО») и в Сорочкино Лужского района (ООО «Авто-Беркут»). Оба эксплуатируются в режиме «свалок без документов» по специальному разрешению Минприроды, поэтому, можно сказать, что «резиновые». До 2026 года оба легитимны, а ООО «Авто-Беркут» так даже как будто бы специально сохранен для петербургского мусора.

В 2023 году суд поставил точку в деле Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора против ООО «Авто-Беркут». С 2020 года надзорное ведомство требует вывести объект из эксплуатации на основании выявленных нарушений. В марте 2024 года фемида постановила - может работать до 2026 года. В обосновании решения – дефицит мощностей для размещения мусора из Петербурга.

Еще одним вариантом для Невского экологического оператора мог бы стать допуск на только что построенный полигон в Кингисеппе. Вместимость карт для захоронения на объекте – девять миллионов тонн. Для отсортированных и обезвреженных «хвостов» с КПО «Волхонка» или с мусоросортировочного комплекса «Эко Лэнд» в Ломоносовском районе конечный пункт размещения мусора логистически подходит.

Все три объекта, так или иначе, связаны с зоной влияния АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области». По словам участников рынка, знакомых с ситуацией, переговоры о размещении на КПО «Кингисепп» до одного миллиона тонн в 2025 году звучали на профильных совещаниях в администрации Ленобласти. Но, как показал конечный вариант терсхемы, договориться сторонам не удалось.

Назад в будущее

Невозможность двух региональных операторов прийти к компромиссу прослеживалась с самого начала. Еще в 2021 году АО «Невский экологический оператор» объявил о разработке Единой концепции обращения с твердыми коммунальными отходами Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Главная задача документа – детализировать план совместного развития отрасли на перспективу. И реализацию инвестиционных планов УКООЛО эти перспективы не предполагали.

По расчетам НЭО выходило, что уже к 2024 году компания получит в свое распоряжение пять комплексов по обращению с твердыми коммунальными отходами и консолидирует под своим управлением основной поток твердых коммунальных отходов обоих субъектов. Две сортировки с тоннелями для компостирования отходов должны были появиться на территории Петербурга (КПО «Волхонка» и КПО «Новоселки»), еще три комплекса уже с полигонами должны были построить в Ленинградской области (в Выборгском, Всеволожском и Ломоносовском районах). Суммарная мощность объектов – три миллиона тонн в год.

Смольный и Суворовский ударили по рукам: еще бы, ведь речь о совместном детище. В АО «Невский экологический оператор» правительство Санкт-Петербурга владеет 50 процентами акций, а правительство Ленобласти – 25 процентами плюс 1 акция, оставшиеся принадлежат ПАО «Интер РАО».

Однако, радужным планам воспротивился областной региональный оператор - АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области». В числе акционеров компании также наличествует правительство Ленобласти (владеет долей 25 процентов плюс одна акция, остальное принадлежит АО «Анекс-Финанс»).

В УКООЛО тоже вынашивали свои планы по строительству комплексов по обращению с отходами (в Кингисеппском и Всеволожском районах). При этом становилось понятно, что нужность строительства КПО «Кингисепп» полностью исчезала при появлении КПО «Брандовка» в Ломоносовском районе Ленобласти, а строительство КПО «Рахья» полностью теряло смысл, если появлялся КПО «Дубровка».

Поиск компромисса ни к чему не привел. Утвержденный сценарий Единой концепции закрепил приоритет проектов Невского экологического оператора, а комитет Ленинградской области по обращению с отходами покинул его руководитель Алексей Пименов (одновременно с управлением отраслевым органом власти он возглавлял совет директоров УКООЛО).

После резонансной отставки Пименова областной регоператор сделал попытку заявить о себе, как о претенденте на получение статуса регоператора в Санкт-Петербурге (дочерняя компания ООО «ЛОЭК» подала документы на конкурс), но дальше заявки дело не пошло.

Следующий виток конфликта двух мусорных монополий приключился вокруг активов транспортной компании АО «Автопарк № 6 Спецтранс». Сначала о планах приобретения акций предприятия уверенно заявил Невский экологический оператор, но позже оказалось, что компания давно и прочно находится в контуре влияния АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области». В результате АО «Автопарк № 6 Спецтранс» не получило ни одного контракта на транспортирование городского мусора от НЭО, а власти Санкт-Петербурга обвинили компанию в мусорном коллапсе января-февраля 2022 года.

Теперь АО «Автопарк № 6 Спецтранс» зарабатывает репутацию на территории Ленинградской области. Вместе с ООО «Спецтранс 47» предприятие контролирует 95 процентов рынка транспортирования отходов в регионе. Состав акционеров компании не раскрывается, но в составе совета директоров понятные областники.

Председательствует в набсовете АО «Автопарк № 6 Спецтранс» Владимир Куксин (он же владеет половиной доли ООО «Спецтранс 47» - опорного партнера УКООЛО, специально созданного для работы в Ленобласти). Рядом с Куксиным его бизнес-партнер Василий Леонтьев и постоянный первый заместитель Кирилл Матюнин. Замыкают пятерку директоров Ирина Ульянова (с марта 2024 года единолично владеет одним из ранее учрежденных АО «Автопарк № 6 Спецтранс» активов – ООО «Северо-Западные Экологические Технологии») и Валерий Татаров. Последний в Ленобласти достаточно известен. Ранее возглавлял 10 отдел УЭБ и ПК ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в администрацию 47 региона пришел вместе с вице-губернатором по безопасности Михаилом Ильиным (курирует мусорную отрасль), некоторое время возглавлял в статусе исполняющего обязанности комитет Госэконадзора Ленобласти, но закрепиться на должности не смог.

С точностью до наоборот

Любопытно, что, несмотря на единение, продемонстрированное Санкт-Петербургом и Ленобластью в момент утверждения Единой концепции, реальность оказалась зеркальной тому, что прописано в документе. Проекты АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» все чаще заявляются в медийном пространстве и напрямую увязываются с задачами 47 региона по достижению целей национального проекта «Экологическое благополучие». КПО «Кингисепп» в июне текущего года был торжественно презентован вице-премьеру Дмитрию Патрушеву и главе ППК РЭО Денису Буцаеву, а появления КПО «Рахья», согласно стратегическим документам планирования Ленобласти, ожидают уже в 2025 году. Хотя проект до сих пор не аттестован ни в одной из требуемых экспертиз.

При этом проекты Невского экологического оператора состоятся так и не могут. Комплексы в Ломоносовском и Всеволожском районах Ленобласти практически исчезли из повестки, а КПО «Островский» до сих пор не смог получить одобрение Главгосэкспертизы России. Поговаривают, что изначально Ленобласть предоставила НЭО не особо пригодные для строительства объектов в сфере обращения с отходами участки. Так ли это - доподлинно неизвестно, но потерянного на исследования и бессмысленные суды время уже не вернуть.

В Смольном сложившуюся ситуацию пока не комментируют. А реплики АО «Невский экологический оператор» выглядят как будто бы немножко нервно.

В НЭО подтвердили, что процесс согласования затягивается на каждом этапе строительства новых комплексов по обращению с ТКО. «Однако скорость реализации проектов, в том числе, зависит и от позиции властей и ведомств Ленинградской области»,— цитирует «Коммерсант» пресс-службу компании.

Неторопливость властей 47 региона, действительно, выглядит странно, ведь в совете директоров АО «Невский экологический оператор» присутствуют двое из тех, кого принято относить к лицам, принимающим решение.

Ленобласть в набсовете компании представляют вице-губернатор Михаил Ильин и председатель комитета Ленинградской области по обращению с отходами Анастасия Кузнецова. Но по какой-то причине добиться своевременного и сбалансированного ввода в эксплуатацию новых инфраструктурных объектов в Ленобласти и обеспечить согласованность действий обоих регоператоров все-таки не получается.

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах