МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

Востребованность СИМ в России растет год от года

Реалии отечественного кикшеринга обсудили на полях XII Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ)

Каждый новый вид транспорта во все времена вызывал активную реакцию со стороны общественности. Достаточно вспомнить, как ругали людей, катающихся на роликовых коньках, а для представителей гораздо более старшего поколения главным злом на дорогах были мотоциклисты. Теперь пришла очередь электросамокатов отстаивать свое право на существование.

Примерные водители тщательно экипируются. Фото: «МК в Питере»
Содержание:
  • В Петербурге и Москве
  • Наши за границей

По словам заместителя гендиректора Whoosh Сергея Лаврентьева, возможность аренды СИМ в разы увеличивает количество пользователей туристических услуг. А компании, анализируя все, что связано с сервисом, активно разрабатывают и внедряют технологические инновации.

«К ним мы относим технологию “Антитандем”, которая определяет количество пользователей на арендуемом самокате. Система уже внедрена в Москве и на тестовой основе работает в Петербурге. Мы анализируем актуальные данные по трафику и ситуации на дорогах, у нас есть специальные датчики, которые замеряют качество воздуха», — сказал Лаврентьев.

Отметим, сейчас у операторов есть организационные и технические возможности для отслеживания параметров маршрута каждого отдельного пользователя, также операторы имеют право внедрять в отношении нарушителей ограничения и вести пропаганду культурного вождения.

«Сегодня электросамокаты — это экологичная и эффективная (с точки зрения сокращения времени в пути) замена многим видам транспорта», — озвучила свое мнение директор по правовым вопросам компании «Яндекс Go» Елизавета Турбина.

Она подчеркнула, что кикшеринговые сервисы, в отличие от многочисленных владельцев частных электросамокатов, являются примерными субъектами для взаимодействия с городом в правовом поле.

В Петербурге и Москве

Об особенностях использования электросамокатов в Петербурге рассказал председатель городского комитета по транспорту Валентин Енокаев. По его словам, кикшеринговый рынок в Северной столице полноценно регулируют уже три года.

«В основном ежегодные соглашения с операторами затрагивают два вопроса: ограничения скорости и возможность передвижения СИМ на конкретных локациях, а также вопросы по организации парковок, — заявил Енокаев. — Пока мы не уверены, что тротуары в историческом центре города являются подходящим местом для самокатов. Но если брать инфраструктуру, которая строилась в советский и современный период, то свободы передвижения там предостаточно. Тем более если эта инфраструктура оснащена современными велодорожками».

Также Енокаев заявил, что следует разделять виды поездок на транспортные и развлекательные. По его мнению, большинство сложностей с СИМ возникает тогда, когда «решение о поездке скорее эмоциональное, чем рациональное».

О том, что случается, когда человек бездумно арендует и использует электросамокат, рассказал начальник Научного центра БДД МВД России Дмитрий Митрошкин. По его словам, в 2023 году в стране произошло 3100 ДТП с участием СИМ (+229,4% к 2022 году), в которых пострадали 3177 человек.

«По числу аварий традиционно лидируют две наши столицы и курортные города, — сообщил Митрошкин. — Примерно треть пострадавших — люди в возрасте от 16 до 25 лет».

По словам председателя Московской городской думы Алексея Шапошникова, Мосгордума еще в феврале этого года направила в Госдуму России законодательную инициативу по внесению изменений в КоАП РФ. Они, по словам эксперта, нацелены на совершенствование регулирования использования СИМ.

«Ключевая идея подготовленного нами законопроекта — ввести новый самостоятельный субъект ответственности — «Лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности» и предусмотреть наказание за ряд правонарушений именно для этого субъекта», — пояснил Шапошников.

По словам председателя Мосгордумы, рост количества электросамокатов на улицах столицы и крупных городов привел к тому, что сегодня пользователи СИМ стали значимыми участниками дорожного движения. По сути, электросамокаты дополняют собой общественный транспорт.

«Чаще всего поездки совершаются от станции метро до дома и наоборот, — сказал Шапошников. — Практика требует полноценного регулирования СИМ, что невозможно без комплексных изменений ПДД. Первоочередная необходимость — закрепить в ПДД запреты на управление СИМ в состоянии опьянения и ряд других новаций».

Также Шапошников поддержал идею создания единого госреестра электросамокатов, который содержал бы информацию о СИМ и их владельцах. Он рассказал и о том, что в Москве уже тестируется система фото- и видеофиксации нарушений, совершаемых водителями электросамокатов, а на все шеринговые СИМ столицы установили номера. Помимо этого, в московских школах уже проходят уроки, на которых среди прочего обучают и культуре вождения.

Наши за границей

Между тем интерес к российским системам кикшеринга уже демонстрируют зарубежные страны. Так, компания Whoosh начала работать в Латинской Америке.

«В рамках эксперимента мы запустили проект в странах, где возможно круглогодичное использование СИМ, — рассказал нашему изданию пресс-­секретарь Whoosh Денис Балакирев.Сейчас сервис работает в двух городах Чили и в трех городах Бразилии, в том числе в Рио-де-­Жанейро. Они наиболее интересны с точки зрения рынка и конкуренции, регулирования и уровня развития инфраструктуры».

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах