МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

Чудо инженерной мысли: каким видят будущее кикшеринга в «Яндексе»

Как сервисы проката продвигают культуру вождения на СИМ

Одной из компаний, которая активно развивает кикшеринг в России, является «Яндекс». В 2022 году холдинг выпустил собственный электросамокат, а в 2023‑м представил очередную разработку — электровелосипед, созданный с учетом пожеланий курьеров и арендаторов.

Подъехал к зебре — спешился. Это правило! Фото: «МК в Питере»
Содержание:
  • «Усилия надо поощрять»
  • Здравый смысл и консенсус

По словам директора по правовым вопросам сервиса «Яндекс Go» Елизаветы Турбиной, сотрудникам компании было очень приятно увидеть в повестке ПМЮФ темы, касающиеся кикшеринга.

Она начала с того, что зачитала надпись с обложки журнала 100‑летней давности: «Что делать самокатчикам, чтобы заслужить всеобщие симпатии?». Как пояснила Турбина, век назад самокатами называли велосипеды.

«Мы понимаем, что каждый новый вид транспорта вызывает очень активную реакцию у жителей города, пешеходов, — это совершенно нормально. За последние лет 25 были и волны ненависти в отношении роллеров, был момент, когда главным исчадием ада были мотоциклисты. Сейчас другие времена. Я скажу вам честно, что самокаты в некотором смысле — это чудо инженерной мысли. А раз они смогли такое создать, теперь нам необходимо сотворить чудо в коммуникации и совместно собрать набор мер, который в наивысшей степени отвечает интересам жителей города, бизнеса и городской среды», — сказала Елизавета Турбина.

Она напомнила, что электросамокаты используются не только в качестве транспорта последней мили, компании активно эксплуатируют этот вид транспорта в той же сфере доставки заказов.

«Главное, что сегодня у нас есть возможность коммуницировать и выстраивать диалог», — отметила Турбина.

«Усилия надо поощрять»

По словам эксперта, когда идет разговор о ярких случаях правонарушений, «идиотического и мерзкого» поведения водителей самокатов на дорогах, имеют в виду конкретные инциденты, а не систему кикшеринга в целом.

«Я представляю группу “Яндекс Go”, которая занимается не только самокатами, но и некоторыми другими видами мобильности, и могу сказать абсолютно честно, что, по нашим замерам, самокаты становятся привычным транспортом для передвижения из точки А в точку Б. Мы всячески поддерживаем инициативы по развитию велодорожек и инфраструктуры. Интерес договориться до того, как будут приняты резкие запретительные меры, общий и у властей, и у бизнеса. Те пилотные проекты, которые мы имеем возможность реализовывать, делаем с удовольствием: вкладываем и инженерную смекалку, и организационные способности», — отметила Турбина.

По словам эксперта, городским властям предпочтительнее работать именно с кикшеринговыми компаниями, а не с единичными пользователями. Во-первых, прокатные организации могут отслеживать перемещение СИМ по населенному пункту. Во-вторых, способны внедрять принудительное ограничение скорости. В-третьих, у них есть возможность вести активную пропаганду культурного вождения и взаимодействия с другими участниками дорожного движения.

«Кикшеринговые сервисы умеют и очень стараются делать красивые промо­продукты, чтобы информация доходила до аудитории правильным образом. Думаю, что такие усилия надо только поощрять и продолжать продвигать», — сообщила Турбина.

Здравый смысл и консенсус

Развитие кикшеринга, как отметила эксперт, положительным образом сказывается на экологической обстановке населенных пунктов, так как электросамокаты являются экологичным транспортом. Она также заявила, что Россия, в отличие от других стран, где рубят с плеча и стремятся все запретить, может показать пример, выстроив продуктивный диалог между общественными и бизнес­институтами.

«Хочется собирать лучшие юридические, организационные решения на нашей с вами земле, экспортировать это в другие страны и гордиться тем, что мы нашли возможность диалога, соблюли интересы всех сторон и принесли добро», — резюмировала Елизавета Турбина.

Надо отметить, что журналисты, посетившие на ПМЮФ дискуссию, посвященную электросамокатам, тему запретов решили развить. Поинтересовались, может, все же есть категории граждан, которых нельзя и близко подпускать к СИМ.

По словам Елизаветы, самым обсуждаемым является вопрос о возрастном цензе. По мнению эксперта, прийти к единому мнению, удовлетворяющему всех, будет непросто.

«Со своей стороны мы готовы организационными и прочими способами поддерживать тот консенсус, который будет достигнут. Горячих высказываний не буду делать. Хочется конструктивного взаимодействия и обсуждения», — заявила Турбина.

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах