Российские сервисы проката электросамокатов стали на сегодняшний день одними из самых крупных и технологичных в мире. Как будет развиваться отрасль и как ее планирует регулировать власть, в четверг, 27 июня, обсудили участники Петербургского международного юридического форума.
Тон дискуссии задал выступавший первым депутат Госдумы Михаил Романов. Парламентарий отметил, что запрет средств индивидуальной мобильности (СИМ) – крайняя мера, необходимости в нем сейчас нет. Парламентарии готовят новые правила игры на рынке электросамоваров – проект закона уже внес в Госдуму, уточнил Романов.
Практически каждый новый вид транспорта поначалу вызывает негатив в обществе: так было и с велосипедами, так получилось и с элекстросамокатами, отметила директор по правовым вопросам Яндекс Go Елизавета Трубина.
Сегодня, по ее словам, электросамокаты превратились в полноценный элемент транспортной системы. СИМ помогают, к примеру, бизнесу наладить локальную доставку товаров, снижают объемы вредных выбросов на дорогах, не говоря уж об увеличении мобильности горожан.
При этом сервисы проката создают дополнительные рабочие места и способствуют развитию туристического потенциала городов, отметил соучредитель и заместитель генерального директора Whoosh Сергей Лаврентьев. Вместе с тем компании работают над повышением безопасности.
К примеру, Whoosh разработал систему «Антитандем», которая анализирует порядка 50 параметров, чтобы выявлять пользователей, которые катаются не в одиночку. В планах сервиса – внедрение рейтинга пользователей, с помощью которого лихачам будут ограничивать скорость, а также создание алгоритма, который будет корректировать скорость СИМ, например, на разбитых дорогах или перед «зебрами».
В свою очередь власти видят необходимость в регулировании использования СИМ. Так, председатель Мосгордумы Алексей Шапошников позитивно оценил опыт фиксации нарушений элекросамокатчиков с помощью системы фото- и видеофиксации номерных знаков «Безопасный город» в столице и напомнил, что к июлю номерами должны быть оснащены все прокатные СИМ.
Кроме того, он предложил создать единый реестр электросамокатов как частных, так и прокатных. При этом для включения в реестр каждый самокат должен быть оборудован устройствами, чтобы можно было контролировать его местоположение и скорость, а также идентифицировать его владельца.
Параллельно имеет смысл передать возможность определять места для движения СИМ и право администрировать нарушения региональным властям, отметил глава петербургского комитета по транспорту Валентин Енокаев.
Он напомним, что Петербург уже третий год подряд заключает соглашения с сервисами проката об ограничении скорости СИМ, закрытых зонах и местах парковки. Вместе с тем, комитет по транспорту собирает и передает кикшерингам сведения о нарушениях, а кикшеринги, определив место и время, находят пользователей и штрафуют их.