ГУП «Водоканал», компания, которая поставляет воду в наши дома, проводит много работ, где используются специально оборудованные автомобили. К примеру, большие зеленые грузовики с громадной катушкой шланга на корме называются каналопромывочными. Каждый петербуржец их видел. И эти служебные авто часто замечают на платных парковках со стыдливо прикрытыми номерами. «МК в Питере» поговорил с водителем одного из таких. А еще с пресс-службой организации, чтобы выяснить: кто же не хочет отдавать деньги за стоянку.
Платная парковка — обычное дело для любого крупного города, будь то Россия, Европа или Америка. Тренд общемировой, хотя в нашу страну пришел довольно поздно. А в Петербург и вообще недавно, если сравнивать со всеми остальными. Первая тестовая зона появилась всего 10 лет назад в районе Манежной площади.
Многие уже привыкли. В принципе, это справедливо. Нравится тебе ездить в своей железной коробочке — плати. Тем более что проблема наличия парковочных мест в центре относительно решилась. За 100 рублей в час поставить машину действительно можно. Даже утром и днем. Раньше это было из разряда фантастики.
Впрочем, согласен с таким положением дел далеко не каждый. Как только зона стоянки расширилась, появились автомобилисты-бунтари. Они прикрывают номера медицинскими масками, карточками и даже женскими прокладками. И всё это, чтобы не выкладывать «сотню» за час.
Но на хитрость уже нашли противодействие. Пешие инспекторы с февраля ходят по парковкам и снимают «фиговые листочки» с автомобилей. В итоге штрафы все равно приходят. Прячь госномер или не прячь.
Кажется, прикрывают номера водители чаще всего дорогих автомобилей. И этому, скорее всего, есть объяснение. Если человек нашел десять миллионов на крутую тачку, то лишние 100 рублей отдать — это, конечно, «полное западло». В городе видели и «Майбахи» с дисконтными карточками в рамках. И модные нынче у богатых жителей китайские внедорожники Li. А вот древних «Пятнашек» и «Десяток» как-то не заметно. Хотя по дорогам Петербурга они катаются. Обычно с номерами Ленинградской области.
Впрочем, есть и более диковинные стояночные истории. К примеру, парковка служебного транспорта с закрытыми номерами. Такой автомобиль в конце мая пристроился в Петроградском районе недалеко от редакции «МК в Питере». Это и есть одна из тех самых каналопромывочных зеленых машин «Водоканала». Спереди на номере — тряпка, сзади табличка прикрыта перевернутым дорожным знаком. Вышел водитель, разговорились.
«Я не сразу начинаю работу. Сначала приезжает бригада слесарей, — рассказывает водитель. — Мне же надо где-то ждать, пока до меня люди свою работу сделают. А вот там у адреса я встать не могу — я всю дорогу перекрою, будет затор. Стою тут, чтобы никому не мешать».
На мой вопрос, почему он закрыл номера, сказал, что «Водоканал» платную парковку для своих служебных автомобилей не оплачивает. А это почти 200 рублей в час. Естественно, из своего кармана он эту сумму выкладывать не хочет. Не по своим же делам приехал!
По словам шофера, в случае если за нарушение на служебную машину приходит штраф, его оплачивает тот, кто был за рулем. При этом разговоры транспортного цеха с руководством ГУП «Водоканал» об оплате парковки идут уже давно.
«Не понимаю, почему они с городом никак не хотят договориться», — недоумевает водитель.
В пресс-службе «Водоканала» на вопрос, почему сложилась такая ситуация, ответили весьма сдержанно.
«Водоканал действует в строгом соответствии с действующим законодательством... В перечень транспортных средств, которые могут находиться в зоне платной парковки без оплаты, автомобили ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» не входят», — заявили в пресс-службе.
Штрафы фотофиксации в компанию приходят, после чего оспариваются в Комитете по транспорту. Если подтверждается факт производства работ, то штраф отменяют.
Что же касается слов о том, что бремя оплаты за нарушение может лечь на водителя, в «Водоканале» сообщили, что все взаимодействие с шоферами в рамках трудовых отношений происходит в строгом соответствии с трудовым законодательством.
«Если транспорт вышел на улицу, то он всегда находится в работе, даже если в режиме ожидания (иногда ожидание завершения земляных работ, иногда ожидание комиссий и других ведомств и пр.)», — говорят в пресс-службе.
Что касается закрытых номеров, в «Водоканале» отметили, что «это уже, скорее, вопрос к отдельному водителю».
Однако факт есть фактом. Шоферы номера закрывают, когда ждут своей очереди поработать на объекте, если это происходит в зоне платной парковки. Как бы «невзначай». И выглядит это весьма неказисто, поскольку ситуация выходит странная. «Водоканал» — это все-таки государственное унитарное предприятие. И водитель машины не ради развлечения приехал на место.
Сейчас парковочное разрешение на месяц для грузовиков, к категории которых можно отнести такую зеленую машину, стоит около 40 000 рублей на один район. Итого почти 160 000 рублей в месяц за все четыре района с платной парковкой.
По словам пресс-службы «Водоканала», у компании сейчас всего около 1200 специальных автомобилей. Однако далеко не всем требуется ждать своей очереди в том месте, где за это надо платить. К примеру, тех самых каналопромывочных машин по городу, по данным компании, работает всего 59. По итогу, если заплатить за каждую на четыре района, выйдет сумма около 10 млн рублей.
Это кажется большими деньгами, пока не посмотришь в финансовую отчетность ГУПа. К примеру, в 2023-м году, по данным СБИС, выручка от основной деятельности компании составила 44,4 млрд рублей. А чистая прибыль — 2,82 млрд рублей.
ГУП «Водоканал» принадлежит Петербургу. Владельцем 100% предприятия является петербургский КИО, который возглавляет Леонид Кулаков. И плату за парковку тоже берет город. Но все же кажется, организовать процесс, когда за стоянку будут отчисляться деньги – будет правильней, чем закрывать номера служебным машинам. Тем, которые занимаются обеспечением города необходимой ему для жизни водой.
С января 2022 года ГУП «Водоканал» возглавляет Сергей Волков. Он пришел на место отработавшего там три года Александра Данилова. Буквально через несколько месяцев после ухода с должности, в июне того же года Данилов попал в СИЗО по делу о злоупотреблении должностными полномочиями. Однако уже в августе его перевели в статус свидетеля и отпустили.
До этого под следствие попадал еще один предшественник Данилова – Евгений Целиков. В 2019 году его отправили в отставку, тогда же завели уголовное дело. Сначала его обвиняли в мошенничестве, затем дело переквалифицировали в злоупотребление полномочиями и еще чуть позже в дело о халатности. В мае 2023 года, Смольнинский суд Петербурга прекратил уголовное преследование в связи с истечением сроков давности.
Самый свежий скандал, связанный с именем «Водоканала» разразился в январе уже текущего года, когда был задержан директор по логистике организации – Вадим Чернышов. Его подозревали в превышении должностных обязанностей. Однако в апреле уголовное дело было прекращено.