День народного единства стоит в одном ряду с Днем Победы и Днем России, так как воплощает в себе фундаментальную основу отечественного общества – сплоченность людей вне зависимости от национальности, возраста, вероисповедания, пола, социального и имущественного происхождения, рассказал в интервью журналисту «МК в Питере» историк-архивист, исследователь, автор книги «После Октября: очерки раннесоветской действительности» Павел Огорельцев.
День народного единства, который Россия отмечает 4 ноября, установлен в честь взятия народным ополчением под предводительством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина Китай-города. События происходили в 1612 году. В первые годы после освобождения столицы от интервентов праздник не имел особой даты, так как решались иные, более значимые вопросы, отметил собеседник издания.
Только при Алексее Михайловиче Тишайшем, сыне первого царя из династии Романовых, было установлено осеннее почитание Дня иконы Казанской Божьей Матери, потому что именно с ней князь Дмитрий Пожарский вступил на территорию Китай-города. В рамках православного календаря и в наше время осуществляется двойное празднование этого образа – 21 июля и 4 ноября, рассказал историк.
По словам Огорельцева, в советское время окончание Смуты в Московском царстве было несколько отодвинуто на второй план в силу различных причин. Главным ноябрьским праздником стал День Великой Октябрьской социалистической революции (7 ноября), который являлся фундаментальным для коммунистического государства.
После крушения Страны Советов революция перестала восприниматься как нечто важное и на государственном уровне, вследствие чего создался определенный вакуум, вызванный сложностями формирования российского общества и выработки новой идеи. Только в 2004 году была предложена и одобрена мысль о «новом-старом» памятном дне.
«Считаю, что идея праздника действительно объединяет наш народ. С точки зрения иерархии значимости этот День стоит в одном ряду с Днем Победы и Днем России, так как воплощает в себе фундаментальную основу отечественного общества – сплоченность людей вне зависимости от национальности, возраста, вероисповедания, пола, социального и имущественного происхождения», – подчеркнул историк.
С другой стороны, заставляет задуматься тот факт, в медиапространстве не ведется активного дискурса о празднике вне календарных рамок, а результаты социологических опросов последних лет показывают, что граждане недостаточно осведомлены о том, как и почему произошли события четырехвековой давности, посетовал собеседник издания.
«Значит, еще есть над чем работать педагогам, историкам, журналистам, представителям власти, нужно активнее вести просветительскую и разъяснительную работу, актуализировать значение этой великой памятной даты в практической деятельности», – заключил Огорельцев.