МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

Город роста: царское наследие и советский опыт намывного строительства в Петербурге

«МК в Питере» держит горожан в курсе событий вокруг намывного строительства в Санкт-Петербурге. Мы часто говорим о состоянии дел на сегодняшний день, но без истории таких работ картина была бы неполной. Редакция решила поговорить с экспертами, изучить архивные документы и рассказать читателям, с чего начинались намывы в городе.

Развитие Санкт-Петербурга в условиях приморского расположения, обилия низинных территорий и подверженности наводнениям, определило необходимость проведения намывных работ почти на всей территории города.

Укрепление берегов, спрямление рек, осушение болотистых участков и образование новых районов, отвоеванных у моря – все это началось фактически с основания города и продолжается по сей день.

Был бы Петербург таким же как, мы его видим сейчас без намывных работ? Сделали ли они жизнь горожан комфортнее? Ответы на эти и другие вопросы МК в Питере нашел, пообщавшись с экспертами, рассказавшими про историю намывных территорий в Санкт-Петербурге.

Копаем глубже. История намыва. Начало

Спустя три года после основания Петербурга, Петр I приказал проводить работы по повышению затопляемых участков и укреплению берегов. Создание намывных территорий продолжалось с 1706 по 1724 годы: были укреплены берега рек, расширен Заячий остров, для Петропавловской крепости разработаны проекты кронверков, горнверков и равелинов, частично возведенных в акватории Невы.

Знаменитый Доменико Трезини разработал проект развития городского побережья, который был утвержден в 1716 году и предполагал упорядочивание всей прибрежной линии Васильевского острова и строительство каналов, которые, в итоге, преобразовались в геометрически четкие линии – улицы и оставили за собой первоначальную нумерацию.

Главной задачей на первых этапах строительства города оставалась защита от наводнений и заболачивания. По замыслу главного архитектора Санкт-Петербурга Жана-Батиста Леблона, подсыпка берегов Васильевского, Городского (Санкт-Петербургского) и северной части Адмиралтейского островов была призвана решить эту проблему. Аналогично поступили с прибрежными линиями в Стрельне, Петергофе, Ораниенбауме.

Начальник отдела градоэкологического обоснования развития территорий Санкт-Петербурга Центра Генерального плана Артём Павловский подтвердил в беседе с МК в Питере, что многие документы того времени сохранили планы по повышению отметок затопляемых территорий. Например, первый генеральный план 1716-1717 годов также предусматривал организацию намывных территорий. Хоть и локальных, но с самого начала была идея защитить город от стихии.

К тем же годам относятся работы по укреплению и облагораживанию набережных Невы и Мойки. Они проводились при помощи шпунтованных деревянных щитов с гидроизоляцией, что позволило не только сохранить от размывания берег, но и предотвратить подтопления.

Во второй половине XVIII века русло реки Фонтанки подвергли спрямлению и углублению, набережные оформили гранитом, а вдоль реки организовали новые территории массовой жилой застройки.

В 1770-х годах в столице Российской империи начались первые проявления промышленной революции. Это изменило облик города тем, что были существенно увеличены портовые территории в районе Канонерского острова — большая его часть была намыта.

В 1780-е годы была отсыпана западная часть Васильевского острова для размещения на ней промышленных предприятий, а формирование архитектурных ансамблей с укреплением и благоустройством парадных набережных стрелки Большой Невы завершилось в начале 1830-ых годов.

Потребность в производственных и логистических мощностях привела к разработке и реализации проекта крупнейшего зернового Хлебного порта с сужением истоков Обводного канала у Александро-Невской лавры. В 1851 году порт был построен. Левый берег Невы от Обводного канала до Смольного института был расширен для строительства портово-железнодорожного узла с Калашниковскими складами, хлебной биржей, подъездными путями и причальными стенками.

Для развития торговли в 1840–1860-х годах на подсыпных территориях создали Масляный буян, Сельдяной буян (Гутуевский остров), Сальный буян и Тучков буян – они представляли собой казенные склады, в которых размещалась провизия, соответствующая названию буяна.

В 1870-е годы за счет переноса Адмиралтейской верфи в сторону моря на освободившейся территории была организована Адмиралтейская набережная, а между крыльями Адмиралтейства сформирована жилая застройка.

Когда назрела потребность в строительстве главного морского порта, его расположение определили у Гутуевского и Вольного островов, для этого необходимо было намыть дополнительные площади и прорыть глубокий Морской канал. Что и было сделано – канал был открыт в 1885 году.

На стыке веков появились предложения по реконструкции уже существующих намывных территорий. Одним таким примером стал конкурс по переустройству Тучкова буяна, проведенный в 1915 году, в котором победил проект архитектора Дубенского. Но планам не удалось сбыться, грянули Первая Мировая война, Октябрьская революция и гражданская война. Концепция градостроительства после этих событий претерпела значительные изменения, передав эстафету комплексному развитию территорий советского периода.

Намыв. Продолжение. Советский период

После вхождения страны в новый период своей истории, одним из первых появился проект разбивки Крестовского острова на строительные кварталы (1919 год). Площадь острова планировалось намыть в районе западной стрелки. После наводнения 1924 года планы пересмотрели, прибрежные линии были локально восстановлены и укреплены для ликвидации последствий происшествия и профилактики подтоплений в будущем.

В том же году провели реконструкцию западной части Елагина острова. Территорию расширили в сторону залива и сделали зону отдыха. Архитектором проекта выступил И.А. Ильин, который первоначально рассматривал расширение, скорее, как видовую площадку для обозрения просторов Финского залива, а не как мероприятие по устранению последствий наводнения.

«В советский период градостроительного развития Ленинграда большое внимание уделялось формированию морского фасада города. Уже в 1924 году по проекту архитектора И.А. Ильина было осуществлено расширение территории Елагина острова в сторону Финского залива. Генеральным планом развития Ленинграда 1935 года, разработанным под руководством И.А. Ильина, предусматривалось формирование единого рекреационного пояса, в том числе за счет осушения заболоченных участков и локальных намывов, вдоль всего морского побережья – от Лахтинского разлива и до Южной-Приморской части», - рассказал в беседе с МК в Питере Артем Павловский.

В 1930-е годы начали строить насыпной холм для строительства стадиона на Крестовском острове и устраивать Гребной канал. В это же время появились планы по созданию парков на намывных территориях Васильевского острова. План по благоустройству и созданию новой прибрежной зоны в районе Лахты разработали в 1950-е годы. Позже большую часть территории намыли, застроили жилыми кварталами и благоустроили. Окончательно проект реализовали в виде парка имени 300-летия Санкт-Петербурга только в 2003 году.

В 1960-х годах создали масштабный план Юго-Западного морского фасада. Территорию планировали сделать в виде нового жилого района, с объектами инженерной инфраструктуры и организацией парка в приморской части. Планируемая площадь намывных территорий составляла более 1350 гектаров. Часть осушенной территории застроили типовыми домами в 1960–1980-е годы, затем благоустроили Южно-Приморский парк.

По Генеральному плану 1966 года был заложен широкий «Морской фасад» длиной около 30 км от поселка Стрельна до поселка Ольгино. План также предполагал осушение заболоченных участков дельты Невы и расширение территории города за счет освоения акватории Невской губы. Для этих целей намыли около 350 гектаров земли. На Васильевском острове сформировали Морскую набережную, проложили улицу Кораблестроителей, построили жилые кварталы с выходом к заливу.

Приморская часть Васильевского острова планировалась к комплексному освоению, в проект было заложено более 800 тысяч квадратных метров жилья, новые планировки типовых кварталов, комплекс социальной инфраструктуры по обновленным проектам, гранитная набережная, протяженностью более 5 километров по линии спрямленного русла реки Смоленки. Должен был появится монумент, посвященной героической обороне Ленинграда, морской и речной вокзалы, несколько музеев, выставочные залы, бассейн, Дворец молодежи, библиотека, киноконцертный зал.

«Генеральным планом развития Ленинграда и Ленинградской области на 1986-2005 годы предусматривалось продолжение гидронамыва грунта из подводных карьеров Невской губы в целях повышения уровня территории северо-западного и юго-западного районов Ленинграда на общей площади 1200 гектаров», - отметил в разговоре с МК в Питере Павловский.

Страна опять находилась на пороге глобальных перемен, время и приоритеты менялись. За несколько десятков лет советского периода был создан целый комплекс благоустроенных территорий, парковых и жилых зон, промышленных центров, социальной и транспортной инфраструктуры. Благодаря развитию инженерной и архитектурной мысли намывного строительства город получил серьезный импульс для текущего и перспективного развития.

Намыв. От перестройки до современности

Некоторые элементы задуманного в советское время удалось реализовать. Частично появилась гранитная набережная на Смоленке, вокруг вырос жилой квартал. Нужно признать, что он был далек от первоначальных планов и за пределами Новосмоленской набережной началась прежняя типовая застройка, переросшая в хаотичную, с началом 90-х годов.

Долгое время мелькали разные предложения по дополнению ансамбля микрорайона: предлагалось поставить памятник «Жене моряка», Алла Пугачева хотела открыть свой центр с ресторанами и концертным залом, но городские субсидии на него получить так и не удалось. К 1996 году на этой территории предполагалось выстроить первый петербургский небоскреб – «Башню Петра Великого». Проектом занимался девелопер «Корпорация ХХ трест», однако после протестов общественности в 1998 году город расторг инвестиционный контракт.

В начале 2000-х годов формирование прибрежной полосы остановилось. Чуть позднее на юго-западной части городских намывных территорий появился комплекс жилой застройки по единому плану – «Балтийская жемчужина». Упорядочивание намытой территории принесло ощутимые плюсы для инфраструктуры и экологии. Как ни парадоксально, но сопутствующее строительству благоустройство и ужесточившийся контроль строительных норм улучшили состояние бывшего пустыря.

В 2012 году был запущено строительство Лахта-Центра, совместно с намытой ранее территорией в проекте используются особые сваи для улучшения устойчивости конструкции. Территория вокруг общественно-делового комплекса уже благоустроена, а после завершения внутренней отделки он будет готов предоставить всю мощь своей площади размером в 570 тысяч квадратных метров для работы десятков организаций.

Особняком стоит проект формирования Морского фасада. Именно там не только идет строительство зданий, но и находятся в активной фазе работы по расширению территории суши северной части намыва на западе Васильевского острова.    

Южная часть намыва – это 467 Га искусственных земель. В 2006 компания «Терра Нова» получила право начать строительство новых территорий.

По договоренности с властями «Терра Нова» должна была завершить намывные работы к июню 2019 года, однако примерно за год до истечения срока стало очевидным отставание от плана.

Для решения проблемы к строительным работам на намыве были подключены другие девелоперы.

В Северной части намыва еще ведутся работы по возведению территории, укреплению прибрежной линии. Всем комплексом работ занимается «Группа ЛСР», она же будет застраивать Северный намыв по единому плану с наличием социальных объектов, внутриквартальной сетью проездов, комплексным благоустройством. Так как это проект связан с непосредственным намыванием, то на объекте особенно жестко следят за вопросами экологии: проводят компенсационные мероприятия, замеры и используют экологически чистое сырье.

Об этом в беседе с корреспондентом упомянул Артем Павловский: «Сейчас сильно ужесточились экологические требования и это касается не только работ на самой территории, но и использования необходимых материалов для строительства самих намывов, поэтому подводные карьеры находятся примерно за 100 км от города. Намыв производится за счет песчаных месторождений, то есть сейчас намыв формируется морским песком.».

Современные проекты показывают, что накопленный опыт намывного строительства в Петербурге позволяет решать целый комплекс задач: расширять инфраструктуру, создавать новые рабочие места, жилые площади и внедрять комплексное благоустройство. За свою более чем 300-летнюю историю, намывные работы прошли через разные этапы городского строительства, решали разные задачи. Теперь настало время подвести промежуточные итоги.

Намыв. Резюме

Анализируя историю намывного строительства в Санкт-Петербурге, эксперты сходятся во мнении, что именно большой опыт такого рода позволяет извлекать максимальные преимущества: «Вообще наука о намывах, о водоотведении формировалась в течение 300 лет в Петербурге. В том числе с вопросами охраны окружающей среды: как побережья, так и в акватории Невской губы. В связи с этим была создана специализированная биологическая модель Невской губы с учетом работы комплекса защитных сооружений, который размещен в створе острова Котлин», - подчеркнул Артём Александрович Павловский.

По мнению эксперта, фактически до начала активного освоения побережья в городе человеку было там крайне сложно находиться. Это была абсолютно неблагоустроенная заболоченная территория, в которой хорошо себя чувствовали водоплавающие птицы и рыбы, но не человек. К тому же, территории были подвержены затоплению.

«Попасть к морю можно было только через Васильевский остров, а оказаться в Курортном районе с учетом существовавшего тогда транспорта было крайне проблематично, фактически — это были разные города», - рассказал специалист.

Профессор СПб ГАСУ, доктор технических наук Рашид Мангушев утверждает, что без намывных территорий город не смог бы полноценно развиваться: «Если мы сейчас едем по Приморскому шоссе, начиная с улицы Яхтенной – это все намытые территории. Раньше все это была вода. Это были большие торфяные залежи, все намыли от 2 до 4 метров. Потом начали застраивать эти районы, которые вы сейчас видите, без этого город бы просто не развивался.».

Редакция «МК в Питере», погрузившись в историю и пообщавшись с экспертами может утверждать, что практика градостроительного развития Петербурга показывает, что намывные территории растут постоянно с самого основания города. Необходимость такого решения очевидна, ведь это – удобство жизни горожан, их комфорт и безопасность.

Наше издание продолжит рассказывать о самых интересных фактах по теме намывного строительства своим читателям.

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах