Между тем территория несколько лет назад перешла в частную собственность, и у владельца на нее были большие планы. Однако за это время он успел только снести две постройки. Сейчас на участке никаких работ не ведется, и в моменты, когда на нем не проходят культурно-просветительные встречи активистов, несостоявшийся сквер выглядит сиротливо. А мог бы стать, считают петербуржцы, общественно-мемориальным. «МК в Питере» решил напомнить, с чего все начиналось и к чему в итоге пришло.
Доходные дома — в расход
В 2012 году петербургские СМИ сообщили, что участок на углу Сытнинской и Кронверкской улиц приобрело на торгах, организованных АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга», ЗАО «Универсальное строительное объединение» («Унисто Петросталь»), которое планировало возвести там общественно-деловой центр с гостиницей. Отмечалось также, что по заказу застройщика архитектурное бюро «Студия 44» Никиты Явейна даже разработало проект комплекса общей площадью 38 264 кв. м. Его описание, фотографии и чертежи до сих пор можно найти на официальном сайте проектной компании.
«Комплекс состоит из двух функциональных блоков — бизнес-центра и апарт-отеля, скомпонованных вокруг центрального крытого атриума. На первом этаже комплекса, помимо входных зон, размещены магазины, на втором — торговый центр. Офисы и апартаменты занимают этажи с третьего по седьмой, причем офисы выходят окнами на Сытнинскую и Кронверкскую улицы, а апартаменты — на внутриквартальную территорию», — говорится в релизе «Студии 44».
Впрочем, планы по реализации территории, похоже, были и до этого. «В частности, начальная цена торгов, назначенных на 21 апреля 2010 года, составляла 290 млн рублей, — написал в начале марта 2011 года РБК. — Город был готов предоставить рассрочку платежа: 50% от суммы сделки необходимо было выплатить в течение одного месяца с момента подписания договора купли-продажи, оставшуюся часть — равномерными платежами в течение одного года. Тогда на торги не было подано ни одной заявки, из-за чего аукцион был перенесен на июнь прошлого года, однако так и не состоялся».
Но вернемся назад. Согласно конкурсным условиям 2012 года, девелопер также должен был провести реконструкцию двух находившихся на территории дореволюционных построек, имевших номера 9 и 11 по Сытнинской улице.
Сытнинская, 9, — доходный дом Т. И. Дурдиной в стиле модерн: это было единственное в городе здание, построенное в конце XVIII — начале XIX века и перестроенное в 1911–1912 годах по проекту гражданского инженера А. А. Багракова. Судя по описанию, которое можно найти в Сети, в доме было два подъезда с очень интересными сдвоенными лестницами — парадная вплотную примыкала к черной и была отделена от нее перегородкой с окнами. Но, по оценке комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), объект этот представлял интерес лишь «как элемент исторической фоновой застройки». Владелец земельного участка получил право его снести, что и было сделано в 2014 году.
То же самое произошло по соседству, на Сытнинской, 11, где находился построенный в 1911 году по проекту Б. А. (Л.) Герцберга и перестроенный в 1914 году по проекту Г. Г. Цолликофера пятиэтажный доходный дом лютеранской церкви Святой Марии. Еще раньше на этом же месте стояла и сама кирха, где настоятелями были непрямые потомки одной из жительниц Петроградской стороны Зои Мазинг.
«У церкви Святой Марии за все время ее существования было два пастора — Альберт и Иоганн Мазинги, — вспомнила Зоя Мазинг в беседе с корреспондентом „МК в Питере“. — После того как приход закрыли, у прихожан на хранении осталась библия Иоганна, где была расписана наша родословная. И вот осенью прошлого года потомки тех прихожан передали книгу моей семье».
«Вмешались» первые строители Петербурга
В соответствии с требованием закона компания при возведении нового комплекса должна была восстановить облик фасадов демонтированных построек, а до этого — провести археологические раскопки. В ходе работ в мае того же 2014‑го на участке было обнаружено булыжное мощение начала XIX века, водопроводные инженерные коммуникации XIX–XX веков, каменно-кирпичное основание Лютеранской воскресной школы XIX века, а также массовое захоронение, датируемое началом XVIII века. По оценкам экспертов, найденные 255 скелетов людей могли принадлежать крестьянам из северных и восточных губерний Российской империи, отбывавшим трудовую повинность на строительстве Петербурга.
Останки перезахоронили на Новом Колпинском кладбище, однако застраивать территорию на углу Сытнинской и Кронверкской, очевидно, уже не стоило — место ведь историческое. Чтобы признать его объектом культурного наследия, КГИОП подал соответствующую заявку в Министерство культуры, но там отказали.
«Отказать во включении выявленного объекта культурного наследия „Фрагменты исторических фундаментов построек начала XVIII, XIX и начала XX в. и прилегающий участок исторического культурного слоя Санкт-Петербурга начала XVIII — начала XX в.“ (г. Санкт-Петербург, ул. Сытнинская, д. 11, лит. А) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», — говорится в сообщении ведомства на сайте законов, кодексов и нормативно-правовых актов РФ.
Перспектива «стройки на костях» взволновала горожан. Да, пожалуй, волнует и по сей день. «Место, прямо скажем, для стройки апарт-отеля не очень подходит, — считает один из координаторов инициативной группы „Общественный сад“ Марина Гранатштейн. — Весь район в курсе, что здесь нашли массовое захоронение, и просто не по-человечески возводить поверх деловое здание. Местные жители, специалисты сферы культуры и представители религиозных общин не хотели бы, чтобы место погребения первых строителей Петербурга было осквернено таким образом. Очень ждем позитивной реакции от властей города».
Битва за землю
В 2015 году депутаты Законодательного собрания Петербурга одобрили поправки в Генеральный план, сменив функциональное назначение участка на углу Сытнинской и Кронверкской с зоны общественно-деловой застройки (Д) на зону рекреационную (Р2), благодаря чему строительство комплекса в этой локации стало невозможным. Кроме того, парламентарии закрепили запрет, внеся территорию в перечень зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП). Но в 2018–2019 годах инвестору удалось добиться в Верховном суде отмены обеих поправок. Как тогда написал «Деловой Петербург» со ссылкой на исполнительного директора ГК «Унисто Петросталь» Владимира Андреева, холдинг намеревался обратиться в комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) с просьбой выдать разрешительную документацию на проектирование, а также собирался «пересматривать проект и приводить его в соответствие с требованиями сегодняшнего дня, в том числе с учетом позиции администрации города, градозащитного сообщества и жителей района».
Вот только к тому моменту (с 2018 года) ГК «Унисто Петросталь» испытывала финансовые трудности и проблемы с достройкой объектов. По данным на портале Novostroy на начало июня 2021 года, дочерние компании были ликвидированы или находились в процессе банкротства. Что касается последних, то таковыми признаны ЗАО «Унисто» и ООО «Унисто Петросталь Проект». Кроме того, владельцу ГК Владимиру Оксману и бывшему генеральному директору Арсению Васильеву было предъявлено обвинение в хищении 2,8 млрд рублей. Обоих объявили в международный розыск. Как сообщил «Ъ», в 2022 году часть долгов структуры приобрело ООО «Звезда». Также некоторые городские СМИ рассказывали, будто участок на углу Сытнинской и Кронверкской мог перейти в собственность одного из крупных банков, но эту информацию в финансовом учреждении, куда обратился «МК в Питере», не подтвердили. Из ответа на запрос нашего издания в администрацию Петроградского района следует, что «указанный земельный участок находится в частной собственности ООО «Унисто Петросталь».
«Многослойный» участок
Упомянутая выше инициативная группа «Общественный сад» сформировалась на Петроградской стороне в 2020 году. В том числе силами неравнодушных петербуржцев участок на углу Сытнинской и Кронверкской удается поддерживать в благопристойном виде. Активисты, по их словам, очень надеются, что территория рано или поздно отойдет городу, ведь пока она в частной собственности, муниципалы заниматься ею не могут.
«На Петроградской стороне есть места, где урны стоят чуть ли не через каждые два метра, а есть какие-то отдельные кварталы, где урн, наоборот, не найти, — говорит Марина Гранатштейн. — Хотя в нашем случае проблема даже не в том, что урн нет на самом участке (он все-таки частный, и город не имеет права обслуживать его в обход собственника), а в том, что их в принципе вокруг недостает (например, в 2021 году их не было даже около остановки неподалеку)».
Сейчас у остановочного павильона рядом с участком со стороны Кронверкской улицы урны есть. Две. Но обе в тот момент, когда корреспондент «МК в Питере» изучал территорию, были переполнены.
«Это место достаточно проходное. Вокруг много заведений общепита, недалеко Сытный рынок, — объясняет участница инициативной группы „Общественный сад“ Марина Фурман. — Я не знаю, каким образом на участке иногда образуются завалы строительного мусора, но в один из последних выходных мы приходили и прибирались, потому что на следующий день там должна была состояться экскурсия-лекция, посвященная исторической значимости этой территории. Силами соседей мы стараемся поддерживать чистоту, но, поскольку графики работы у нас абсолютно разные, прийти всем одновременно тяжело. На пустыре бывает очень много битого стекла — однажды я вымела два мешка. Но проблема ведь еще в том, что относить все это некуда — контейнерные площадки находятся далеко. Мне известны три, но все не ближе полукилометра».
В администрации Петроградского района «МК в Питере» рассказали, что еще в марте 2016 года ликвидировали контейнерную площадку рядом с домом № 45 на Кронверкском проспекте. Причина — многочисленные жалобы граждан на ненадлежащее состояние территории, куда сносили сор. Почему вместо того, чтобы убрать с концами, ее нельзя было просто содержать в чистоте — вопрос, наверное, риторический. Как бы то ни было, пересчитав плату за вывоз мусора и увеличив объемы вывозимого, местным жителям предложили пользоваться пятью другими контейнерными площадками (на Воскова, 11 и 22, Кронверкском, 25 и 51, а также Кронверкской, 12), часть из которых территориально, шутят горожане, почти у метро.
«Вместе с тем были проведены выездные совещания с представителями МКД Кронверкский пр., 45, Кронверкская ул., 1 и 3, на которых установили, что размещение контейнерных площадок на дворовых территориях МКД по указанным адресам не представляется возможным в соответствии с действующими на тот момент СанПиН 42-128-4690-88, один из пунктов которого звучит следующим образом: „Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м“», — добавили в администрации Петроградского района, подчеркнув, что на участке на углу Сытнинской и Кронверкской регулярно проходят субботники.
О чем мечтают местные жители
К сожалению, участок за время простоя, кажется, успел стать еще и местом для выгула собак, сетует Марина Фурман. Нескольких прохожих с барбосами на поводках в день визита заметил и корреспондент «МК в Питере». И как это часто бывает, некоторые хозяева не спешат убирать за своими питомцами. А кое-кто из собачников, по словам нашей собеседницы, даже делится в соцсетях идеями о создании на углу Сытнинской и Кронверкской специализированной кинологической площадки. Зона для выгула собак, уж если горожане хотят ее появления, считает Марина Фурман, должна быть обустроена и иметь те самые урны, а также пакеты. Но вообще-то, подчеркивает активистка, эта локация для подобного в принципе не подходит. Впрочем, добавляет женщина, многие, возможно, просто не подозревают о ее исторической ценности. Восполнить этот пробел в знаниях предлагают на различных мероприятиях вроде экскурсии-лекции, которая прошла на углу Сытнинской и Кронверкской 24 апреля. До этого заинтересованные собирались, чтобы поговорить на темы, связанные с экологией, — например, об инвазии борщевика или опасности укусов клещей. И то и другое, в общем-то, актуально для нашего города.
«Мы считаем, там должно возникнуть красивое зеленое общественное мемориальное пространство, — говорит Марина Гранатштейн. — Ведь это очень „многослойный“ участок: с одной стороны, это история ранних петровских времен, с другой — лютеранской общины XIX–XX веков, а также блокады, во время которой церковь была разобрана. К тому же на Петроградской стороне не хватает зеленых зон, а тут за годы после раскопок успела восстановиться луговая растительность, всю весну и лето цветут цветы, опыляемые шмелями».
«Думаю, на этом месте нужна зеленая зона, — добавляет Зоя Мазинг. — Ввиду отсутствия на Петроградской стороне большого количества лютеран восстанавливать церковь, возможно, нет смысла. Можно просто обозначить место, где находился ее фундамент, скажем, скамейками, газоном и цветниками. К тому же школе неподалеку нужна спортивная площадка».