В начале XIX века Европу накрыла эпидемия туберкулеза. Считалось, эта болезнь присуща только утонченным романтичным людям — поэтам, писателям. Поэтому болеть чахоткой постепенно стало модным, как бы цинично это ни звучало. А кто не болел — имитировал недомогание. Красотки для этого пользовались белилами и яркими румянами — чтобы было похоже на лихорадку. Прошло два века, но мода на заболевания никак не проходит. Сменилась только болезнь. Туберкулез уступил место психическим расстройствам. Сейчас иметь какой-то диагноз по ментальной части и, естественно, всем об этом рассказывать — модно и считается нормой.
Я как-то упустил момент, когда ходить к психологу стало признаком хорошего тона. А сейчас, с кем ни поговорю, — почти все пациенты таких консультантов. Еще интереснее, когда человек сыпет собственными диагнозами, которыми их наградили в кабинете с мягкой кушеткой. «Я прокрастинатор», «у меня синдром самозванца», «я шопоголик».
И вот это сейчас не только признак хрупкости и романтизма. Но часто воспринимается как сознательность. Ходишь к психологу — значит занимаешься собственной психогигиеной. Это как зубы чистить два раза в день и к стоматологу — раз в полгода. Ты сходи на всякий случай, а там решат. А то вдруг у тебя в голове тараканы завелись, а ты не заметил?
Когда же пациенты всевозможных коучей узнают, что я не пользуюсь услугами мозгоправов, затевают серьезный разговор: «Ты не ходишь к психологу? С такой активной работой? Как ты справляешься? Да ладно, неужели у тебя нет травмирующего опыта?» Слышишь такое и думаешь: может, и вправду пойти? А вдруг я болен, но не осознаю этого? Наполеоны в больнице на Пряжке тоже наверняка не понимают, что шизофреники. Однако таблетками их пичкают. И взаперти держат.
Сел я однажды и крепко задумался. Как же так: у всех был тот самый травмирующий опыт, после чего они ровным строем идут в кабинет к специалисту. А у меня не было. Может, забыл я чего?
И знаете, я этот опыт нашел. Публично каюсь! С детских лет я близорук и в младшей школе начал носить очки. Прозвищ «очкарик» и «четырехглазик» у меня не было, но я их по отношению к себе несколько раз слышал. Сейчас это бы называлось модным словом «буллинг».
Выходит, я теперь имею полное право театрально прижать запястья к вискам и немедля обратиться к психологу? Вот только… Об этом «опыте» я еле вспомнил. И откровенно, через 35 с гаком лет после начальной школы меня это совершенно не тревожит. Не пойду, пожалуй, ни к какому специалисту. Сэкономлю время и деньги.
Вообще, я не противник походов к психологам. Некоторым людям это действительно необходимо. Есть ситуации, с которыми в самом деле не справиться самостоятельно. И когда взрослый человек осознанно идет к профессионалу за помощью — это благо. Но когда он делает это только потому, что модно, — это, простите, что?
Может быть, иногда лень — это просто желание переложить работу на другого, а не прокрастинация, после того как мама заставляла мыть за собой посуду? И чтобы ее побороть, не нужен консультант, а надо просто оторвать задницу от стула и начать что-то делать?
А склонность к скандалам — может, это просто скверный характер? Может, лишний раз лучше промолчать, а не рыдать в жилетку психологу о том, что тебя не любят?
И еще… Как-то мне показали видео с одним практикующим петербургским психологом, которого я неплохо знаю. Сейчас он дает советы людям, принимает пациентов. А на кадрах этот мужик плясал в одних трусах на столе. Можно ли мне это тоже считать травмирующим опытом?