МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

Петербургская дисфункция: начать и не кончить по-Союзному

Союзный проспект известен как самый продолжительный дорожный долгострой Петербурга. Теоретически эта улица находится в квартале СУН 16 Невского района. Однако фактически в свое время здесь просто настроили многоэтажек, забыв о ­какой-либо инфраструктуре и дорожной сети.

Перспектива Союзного проспекта в 2019 году. Фото: yandex.ru/maps

Качественную дорогу жильцы окрестных домов ждут больше 10 лет. За это время у проекта сменилось несколько подрядчиков, а квартал превратился в сплошную стройплощадку. Союзный проспект обещали сдать в 2015, 2017, 2018, 2022 годах, а теперь сроки завершения работ передвинули на конец 2023 года. Местные жители при этом рассказывают, что объект внешне абсолютно готов.

«МК в Питере» вспомнил, как проходило строительство Союзного проспекта по­чти десятилетие, а также выяснил, почему сдвинули сроки сдачи работ и когда жители СУН 16 смогут воспользоваться долгожданной дорогой.

Откуда ноги растут

Проблемы преследуют квартал СУН 16 в Невском районе с момента его застройки. По данным сайта госзакупок, комитет по строительству Санкт-­Петербурга в 2008 году подписал контракт с московским ООО «Петроком» (в прошлом году компанию признали банкротом) для проектирования и строительства нескольких многоэтажек. В чем была суть проекта и какие работы должен был выполнить подрядчик — неизвестно. Однако компания из 4,8 млрд руб­лей получила 2,9 млрд руб­лей.

Фактически строительство квартала началось в 2010 году. Собственного названия у него нет, аббревиатура «СУН» расшифровывается как «Севернее улицы Новоселов». В течение последующих 10 лет квартал потихоньку обрастал тем, что здесь забыли построить в начале: школой, поликлиникой, магазинами. Полноценной дороги и тротуаров здесь пока не сделали.

Дорожный долгострой

Из квартала СУН 16 невозможно выехать, да и со въездом в него есть проблемы. Союзный проспект, рассказывает местный житель Александр Плахотный, спроектировали еще в 1967 году, а в топонимическом словаре есть другое его название — проспект Прогресса. Однако улица долгое время существовала лишь в планах.

Первый контракт на строительство Союзного проспекта заключил комитет по строительству города с московским ООО «СПЭЛЛ» в 2014 году. Начальная сумма контракта составляла 1,4 млрд руб­лей, но подрядчик заявлял, что сможет выполнить работы за 540 млн руб­лей. Дорогу обещали сделать до конца 2015 года, но вскоре с компанией расторгли договор в одностороннем порядке. Как указано на сайте госзакупок, предприятию выплатили 58,6 млн руб­лей.

Торчащие провода как символ недостроя. Фото: «МК в Питере»

Следующим подрядчиком, который взялся за проблемный проект, стало ООО «Фирма “Леокам”». Договор заключили в 2015 году, а расторгли в 2017‑м, когда работы уже должны были закончить. Подрядчик нарушил промежуточный и конечный сроки работ, требования к их качеству и не только. Согласно сайту госзакупок, фактически фирме выплатили 638 млн руб­лей из 973 млн. Как следует из данных картотеки арбитражных дел, с компании пытались взыскать средства за невыполненные работы по другим госконтрактам. Однако иски оставляли без рассмотрения, так как предприятие признали банкротом.

В 2017 году за строительство Союзного проспекта взялось ЗАО «Пилон». Работы должны были закончить в 2018‑м. Как рассказывает Александр Плахотный, только эта компания официально выявила все проблемы, допущенные предыдущими подрядчиками, а также организовала максимально безопасную строительную площадку. Однако по итогу контракт на 550 млн руб­лей был расторгнут по обоюдному согласию. Предприятию выплатили 15 млн руб­лей.

Все это время Союзный проспект являл собой сплошную стройплощадку. Местные жители лишь в 2018 году добились того, чтобы в квартале сделали деревянные мостки к школе, остановкам общественного транспорта и магазинам. Все это социальные объекты, которых при застройке квартала не было, рассказывает Александр Плахотный. Были проблемы и у автомобилистов: в том же 2018‑м СМИ писали, что на будущей дороге устроили незаконный снегоотвал, который к весне превратился в лужу глубиной 30–40 см. Тогда же прогремела история: девочке, проживающей с родителями в этом квартале, стало плохо, но скорая с трудом отвезла ее в больницу из-за пробок на Дальневосточном проспекте — единственной дороге, по которой можно выехать из СУН 16.

Транспортная блокада

Дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 2020 году. Сначала Фонд капитального строительства и реконструкции объявил конкурс по обследованию технического состояния объекта за 23 млн руб­лей, потом еще один — по изменению проектных решений и подготовки земли для строительства за 9 млн руб­лей. Оба контракта выиграло АО «МегаМейд», которое через год также стало подрядчиком по строительству Союзного проспекта, улицы Еремеева, Складской улицы, а также сквера в квартале СУН 16 за 1,6 млрд руб­лей.

Жители окрестных домов смогли добиться оборудования мостков. Фото: yandex.ru/maps

Как сказано в проектной документации, работы должны были завершить в декабре 2022 года. Местные жители вздохнули с облегчением — стройка наконец ожила.

«Сейчас Союзный проспект приобретает внешний вид вполне приятной улицы. Он закрыт грунтом, здесь высажен газон, кусты, установлены столбы освещения, сделаны карманы для транспорта. Подрядчик также открыл асфальтированную временную дорогу, благодаря которой у нас появился выезд на Бадаева и Ворошилова, поэтому мы можем выезжать из квартала, минуя пробки на Дальневосточном проспекте», — рассказывает Александр Плахотный.

Однако к Новому году Союзный проспект так и не подарили горожанам. За два месяца до сдачи объекта ФКСР объявил дополнительный конкурс на этот же объект за 710 млн руб­лей. Победителем снова стало АО «МегаМейд». Работы, прописанные в контракте, аналогичны прошлым: завершить строительство дороги, наружные сети, благоустройство и не только. Местные жители сообщили «МК в Питере», что внешне объект завершен, однако пользоваться им по-прежнему нельзя.

«Мы живем в состоянии транспортной блокады с 2015 года. Уже семь лет к нашим домам не может нормально добраться ни пожарная, ни скорая, ни другая служба. Выбраться из квартала СУН 16 утром практически не представляется возможным. Долгое время из квартала можно было выехать только из кармана, который идет на Дальневосточный проспект, но там были дичайшие пробки. В принципе, эти пробки собираются и до сих пор. Сегодня часть Союзного проспекта временно открыли для движения транспорта, но она практически по всему пути заставлена автомобилями. Умещается всего одна машина, и то не очень большая. Соответственно, проехать там можно только вечером либо ранним утром», — поделился местный житель Георгий Железняков.

Между тем на строительство Союзного проспекта за все эти годы было потрачено около миллиарда рублей. Если брать прошлые невыполненные контракты, подрядчикам суммарно выплатили около 711,6 млн руб­лей. Кроме того, с 2014 года было проведено множество других конкурсов по этому объекту: надзор за строительством (1,3 млн руб­лей), охрана (293 тысячи руб­лей), кадастровые работы (810 тысяч руб­лей), создание временного ограждения (13,5 млн руб­лей) и не только.

Дорога-­недотрога

«МК в Питере» обратился в пресс-­службу подрядчика, чтобы выяснить, зачем потребовался еще один контракт. Как рассказали в пресс-­службе «МегаМейд», новый контракт был подписан на строительство улицы Еремеева и Складской улицы, однако он не является дополнительным. По словам заместителя гендиректора по строительству компании Николая Бирючкова, работы в СУН 16 изначально планировалось проводить в два этапа.

«Конкурс на строительство на улицах Складской и Еремеева нельзя назвать дополнительным. Строительство на территории СУН 16 было изначально разделено на два этапа. При этом разрешение на строительство, полученное заказчиком, — единое и разделить его невозможно. Это означает, что сдать работы и по первому, и второму контракту мы сможем только тогда, когда завершим все строительство в квартале», — объяснил Николай Бирючков.

По его словам, все работы в СУН 16 действительно практически завершены. Однако в течение 2023 года остается уложить верхние слои асфальта, подключить наружное освещение, установить светофоры, дорожные знаки и сделать разметку. Заместитель гендиректора также сообщил, что открыть проезд по Союзному проспекту раньше времени не получится — для этого сначала нужно закончить строительство инженерных сетей на Складской и Еремеева. Однако не всех местных жителей устраивает такой расклад.

«Мы очень боимся, что за год с этой дорогой опять ­что-нибудь произойдет. На моей памяти Союзным проспектом занимается уже четвертый-­пятый подрядчик. Если дорога еще год будет стоять в том состоянии, в котором она находится сейчас, — за ней никто ухаживать не будет, асфальт потрескается, все зарастет бурьяном. Более того, люди из соседних домов уже начали ставить свои машины на газон. То, у чего нет хозяина, приходит в запустение. Думается, что через год на дороге будет полный бардак», — считает Георгий Железняков.

Фото: «МК в Питере»

На сайте «МегаМейд» указано, что Союзный проспект и ближайшие улицы со сквером окончательно достроят в декабре 2023 года. Эту информацию «МК в Питере» подтвердили в пресс-­службе комитета по строительству Петербурга. Действительно ли это произойдет — покажет лишь время. Однако в конечном итоге дороге быть. Дело в том, что Союзный проспект в будущем должен стать частью другого масштабного проекта — Широтной магистрали скоростного движения. Как ранее писал «МК в Питере», на нее потратят около 269,9 млрд руб­лей, она пройдет через Красногвардейский и Невский районы. Сегодня проходит первый этап строительства ШМСД — Витебской развязки. В районе Союзного проспекта работы будут проходить на втором этапе — это будет не раньше 2024 года, поэтому время на достройку дороги в квартале СУН 16 есть.

Жители квартала СУН 16 очень надеются на то, что закончить историю с Союзным проспектом удастся при губернаторе Александре Беглове. Ведь строительство началось еще с прежним главой города и тянется по сей день.

Справка МК

Согласно данным Контур.Фокус, АО «Мегамейд» зарегистрировано в конце декабря 2001 года. Текущий состав собственников юрлица скрыт от системы из-за формы организации, но ранее в качестве учредителя «Мегамейда» Контур.Фокус видел Виталия Супиченко. Фирме, уставный капитал которой превышает 50 млн рублей, пришлось попутешествовать. Изначальный адрес регистрации системе не виден, но известно, что в районе 2011 года ее юрадрес числился в здании на Конторской улице Петербурга, а в 2017 она уже переехала в промзону всеволожского поселка Янино, где, согласно документам, ее офис располагается и сейчас.

Судя по всему, дела у «Мегамейда», которым с октября 2018 года руководит гендиректор Филипп Капчиц, идут вполне себе не плохо. Согласно Контур.Фокус, выручка компании за прошлый год составила 1,9 млрд рублей, а итоговая прибыль – 22,2 миллиона рублей. Среднесписочная численность сотрудников – 189 человек, причем средняя зарплата работника компании, согласно аналитике Контур.Фокус, порядка 97 тысяч рублей. В портфеле госзаказов «Мегамейда» 78 подрядов в сумме на 31 млрд рублей. Самый крупный из них – на инженерную подготовку территории в районе проспекта Маршалла Блюхера https://delta.news/article/megameyd-vzyal-esche-odin-podryad-po-inzhenernoy-podgotovki-na-severe-peterburga-za-27-mlrd-rubley-7504 получен от петербургского Фонда капстроительства и реконструкции (ФКСР) в октябре прошлого года. Его стоимость превышает 2,7 млрд рублей.

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах