МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

Как-то не по-фински: почему на дорогах города зимой «каша» из снега и грязи

Петербург полностью во власти зимы. Снежные покровы местами достигают 10–15 сантиметров. А под ними возможен «сюрприз» в виде льда. Поэтому передвигаться по улицам — хоть пешком, хоть на машине — приходится максимально осторожно, во всех смыслах рассчитывая каждый свой шаг.

У петербуржцев зимой два пути: либо скользкий, либо грязный. Фото: «МК в Питере»

Чтобы сохранить здоровье и сберечь нервы петербуржцев, сотрудники коммунальных служб сдаб­ривают дороги и тротуары противогололедными материалами. Но чем именно их посыпают? Кажется, будто «каши» или снегогрязи в этом году вокруг больше обычного.

В комитете по благоустройству «МК в Питере» рассказали, что город обрабатывают технической солью, а также песко-­соляными смесями 10 и 50%. Сам песок добывается в лесных карьерах Ленинградской области. О ­нем-то мы и поговорили с профессором, доктором географических наук, заведующим кафедрой почвоведения и экологии почв Института наук о Земле СПбГУ Алексеем Русаковым. И вот что узнали.

Для посыпки дорог и тротуаров, а также в строительстве используют два вида песка.

- Речной, который добывают при помощи специальных насосов (водяных помп).

«Это аллювиальные отложения. Они, как правило, тонкозернистые и заиленные. Качество такого песка невысокое, но его используют в определенных целях. Для посыпки он не годится — мелкозернистый и зачастую заиленный», — говорит наш собеседник.

- Карьерный, который особенно ценится и широко применяется в строительной сфере, являясь при этом одним из самых дорогих видов.

«Лесные карьеры Ленинградской области — это водно-­ледниковые (флювио­гляциальные) отложения последнего оледенения. Они сформировали камы (крутосклонные холмы с пологими вершинами, состоящие из слоистых песков, супесей, суглинков с примесью гравия и прослоев глины, отложенных проточными талыми ледниковыми водами) и озы (вытянутые гряды, внутри которых слои песка, гальки, гравия и иногда вкрапления валунов — отложения подледниковых вод). То есть сплошного карьерного песка у нас нет. Он может быть в зоне разгрузки ледника, например, на Карельском перешейке или под Тосно», — рассказал Алексей Русаков.

Карьерный песок грубозернистый и имеет в составе разные породы и минералы (в том числе гранит, кварц, полевые шпаты), на которых формируются автоморфные, или не глееватые, не пере­увлажненные почвы. В составе песчаных фракций могут присутствовать и мелкодисперсные пылеватые фракции, которые под действием влаги превращается в ту самую грязь.

Финские дороги, приводит пример профессор, посыпают гравийными смесями. В них есть дробленый гранит с величиной зерна от четырех до шести миллиметров. Северной столице такие, к сожалению, не подходят, рассказал в эфире телеканала «Санкт-­Петербург» председатель комитета по благоустройству Василий Пониделко: «Гранитная крошка хороша в небольших скандинавских городах с низким трафиком и открытыми ливневками. У нас же движение достаточно плотное, а скорость машин — высокая: вся крошка будет сбиваться в лотковую зону (территория проезжей части вдоль бордюрного камня шириной 0,5 м. — Прим. ред.) и представлять опасность для пешеходов».

На вопрос журналистов о том, откуда на петербургских дорогах берется «каша», директор СПб ГУДП «Центр» Егор Пащенко ответил, что без нее никак — это особенность технологии уборки снега в мегаполисе: «Площадь обслуживаемой нами территории — проезжей части и тротуаров — 19,6 млн квадратных метров. Когда снег падает, то ложится всюду одновременно. При нашей вооруженности техникой, чтобы промести все согласно адресной программе, требуется от 4 до 10 часов. При этом трафик — автомобильный и пешеходный — регулярный. Когда подошва ботинка или колесо автомобиля трет выпавший снег, он топится. А при минусовых температурах скорость замерзания воды — порядка 30–40 минут. Так вот если мы не обработаем превентивно всю эту поверхность, весь белый и пушистый снежок через эти 30–40 минут превратится в скользкий каток. А наша главная задача как дорожников — не допустить травмирования людей и аварийности».

Из разъяснений чиновника можно сделать вывод, что в ближайшее время ситуация с чисткой дорог в городе вряд ли изменится. Главное, чтобы впоследствии работников хватило и на магистрали, и на крыши, на которых уже начал скапливаться снег. Так что сейчас надо быть предельно аккуратными и бдительными — неважно, пешком вы передвигаетесь или на машине.

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах