МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

Это не шутка — Комтранс забрал маршрутку: как в Петербурге отлавливают последние нелегальные маршрутные такси

Месяц назад Северная столица полностью перешла на новую транспортную модель, после которой маршрутки должны были уступить улицы города лазурным автобусам. Здесь стоит уточнить, что единственный вид легальных маршруток — это межмуниципальные, которые возят пассажиров из Петербурга в Ленобласть. 

С 15 июля маршрутки в центре — большая редкость. ФОТО: «МК в Питере»

Все остальные — нелегалы, которые перевозят пассажиров от «спальника» к ближайшему метро на доживающих свой век ржавых микроавтобусах. Относительно нарушителей мнение жителей разделилось.

Большинство петербуржцев негодует из-за нелегалов, а другие так привыкли к «газелькам», что продолжают охотно пользоваться незаконными услугами. Корреспондент «МК в Питере» выяснил, какие маршрутки продолжают возить петербуржцев официально, а кто из водителей катает горожан вопреки существующим правилам.

Маршрутка № 205А несется по КАД. Спидометр показывает 80 км/ч, но кажется, что едем гораздо быстрее. Автобус сбавляет скорость, сворачивает на проспект Культуры, затем на Суздальский, Художников, Просвещения и останавливается у метро. Этот пазик курсирует абсолютно легально, ведь он связывает Санкт-­Петербург с городом Мурино, а на областных маршрутах новая транспортная модель никак не отразилась.

У метро «Проспект Просвещения» всё как в старые времена. Не успевает от остановки отъехать одно маршрутное такси, как тут же подъезжает другое. Вроде бы все перевозят пассажиров легально. На лобовых стеклах указаны конечные пункты назначения: Бугры, Токсово, Песочный, в общем, Ленобласть.

Отдельного внимания заслуживает московская гостья — маршрутка № 680 Санкт-­Петербург — Рощино, которая представляет собой микроавтобус со столичными «таксишными» номерами и следами содранных логотипов «Мосгортранса». В Белокаменной от маршруток не отказывались, однако их там решили унифицировать, выкрасив в синий цвет. Интересно, сколько таких микроавтобусов, отработав в Москве, переехали в Ленинградскую область?

«Новая петербургская транспортная модель никак не сказалась на маршрутках, которые соединяют Санкт-­Петербург и область. Мы работаем стабильно, занимаемся решением текущих задач. Всего наш регион и Северную столицу связывает 145 маршрутов», — рассказал собеседник в транспортном блоке Ленобласти.

Понятым будете?

Однако жители Выборгского района Санкт-­Петербурга не раз обращали внимание на перевозчиков-­нелегалов у метро. Отправляемся на поиски маршруток, которые работают незаконно. Замечаем один подозрительный микроавтобус без указания конечного пункта на лобовом стекле. Увы, прокатиться не получилось. Ведь первым пассажиром оказался инспектор комитета по транспорту Санкт-­Петербурга, а к маршрутке тем временем подкрадывался эвакуатор с маркировкой ведомства. Меня пригласили быть понятым.

«Этот водитель работал нелегально. Формально он занимался частными перевозками, а на самом деле массово возил людей по городу, как это делает общественный транспорт. Теперь транспортное средство отправится на штрафстоянку. Потом состоится суд. По закону юридическое лицо получит штраф от 170 до 250 тысяч руб­лей, но маршрутку конфисковать не смогут, — объясняет инспектор в неофициальной беседе. — Такие рейды мы проводим ежедневно. В день на штрафстоянку отравляется обычно три-четыре маршрутки».

Я пообщался с петербуржцами, которые наблюдали за эвакуацией нелегальной маршрутки, решив узнать, как горожане относятся к нарушителям, пользуются ли они до сих пор маршрутными пазиками.

«Легальные маршрутки в область — это удобно, быстро. И направления, как я вижу, здесь востребованные — Мурино, Бугры, Токсово, Песочный, где онкодиспансер. Раньше я ездила на маршрутках по городу, но потом их убрали. Зато появились социальные автобусы, которые на самом деле мне нравятся больше. Хотя в переходный период, весной и в начале лета, проблемы, конечно же, были», — рассказала петербурженка Татьяна.

Другая жительница нашего города — Екатерина — назвала рейды против нелегальных маршруток правильной инициативой. По ее мнению, незаконным перевозчикам не место в Северной столице.

«То, что забрали на штрафстоянку за незаконные перевозки, — это конечно, правильно. Но если на маршрутки в область на остановках стоит очередь, значит, такой транспорт востребован в этом районе. Если честно, я сама из Колпино, сюда в гости приехала. Поэтому не знаю, какие в этой части города особенности. А вот то, что у нас автобусами заменили, — это хорошо. Каждые 10–15 минут из Колпино ходят. И главное, что они просторные и в них удобно. Может быть, если бы и в области такие проявились, было бы удобнее», — рассуждает Екатерина.

Кто быстрее?

Впрочем, некоторые петербуржцы до сих пор продолжают требовать возвращения маршруток на городские улицы. Сторонников «газелек» и пазиков совсем не смущает теснота и тряска. Маршрутки любили за скорость. Но так ли быстры они были? Тут я решил вспомнить свой личный опыт.

Например, раньше я частенько добирался в гости к родственникам на Кондрать­евский проспект на маршрутках № 107 и 258, если ехал из центра города. Помнится, они все время надолго останавливались у Финляндского вокзала — водители ждали, пока не наберется полный салон пассажиров. В ответ на все возражения они традиционно отвечали, что «остановка предусмотрена расписанием».

На обратном пути эти маршрутки, как правило, особенно в утренние часы, часто вставали в пробку на улице Комсомола, тогда как городские автобусы благополучно объезжали затор по Свердловской набережной.

Тут я решил заглянуть в интернет, чтобы, изучив публикации разных лет, узнать, а какой наземный транспорт ­все-таки быстрее: автобусы, трамваи, троллейбусы или канувшие в Лету маршрутки.

Данные в публикациях разнятся. Однако все авторы признают, что общественный транспорт в городе не развивает большую скорость из-за пробок, а маршрутка, хоть и движется быстрее на перегонах, теряет куда больше времени на остановках. В общем, преимущества микроавтобуса перед его более вместительным собратом нельзя назвать очевидными.

Нарушителей ловят каждый день

Кстати, облавы на нелегальные маршрутки проводят не только у «Проспекта Просвещения». Накануне моего репортажа аналогичный рейд состоялся в Купчино.

«В рамках организованного комитетом по транспорту мероприятия Межведомственной транспортной комиссии Санкт-­Петербурга 08.08.2022 в районе города Шушары сотрудниками Ространснадзора арестован и помещен на специализированную стоянку автобус перевозчика ООО «АТП», водитель которого незаконно выполнял перевозку пассажиров по маршруту № К‑222 (ст. м. «Купчино» — г. Шушары). Выявлено сразу несколько нарушений: несоблюдение перевозчиком лицензионных требований, отсутствие тахографа, нарушение правил обеспечения безопасности пассажирских перевозок, отсутствие карты маршрута регулярных перевозок», — говорится в отчете комитета по транспорту.

В официальном сообщении также отмечают, что ведомство проводит подобные рейды ежедневно. С начала 2022 года в Петербурге выявили около 100 нелегальных маршруток, а после окончательного перехода на новую транспортную модель на штрафстоянку увезли 16 микроавтобусов. К этой статистике, кстати, можно прибавить еще как минимум одну «газель», которую забрали на штрафстоянку у меня на глазах.

При этом, как добавляют в комитете по транспорту, в нелегальных маршрутках не действуют льготы и нельзя расплатиться картой «Подорожник», также пассажиры не застрахованы на случай ДТП.

Удивительно, но поклонники маршруток называют грубые нарушения ПДД ключевым достоинством нелегальных перевозчиков. Объехать пробку по встречке или тротуару для них абсолютно «нормально», ведь это якобы экономит время в пути. Осознание, что это лотерея со ставкой в здоровье или жизнь, как правило, приходит уже слишком поздно.

Как бороться с нелегалами?

Руководитель образовательного направления «Политология» в Северо-­Западном институте управления (филиале РАНХиГС) Виталий Горохов рассказал, когда, по его мнению, город решит проблему нелегальных маршруток и стоит ли области брать пример с Петербурга и переходить на новую транспортную модель.

«Бороться с нелегальными перевозчиками надо не только штрафными санкциями, а положительным примером. Конечно, штрафы должны оставаться, но население должно понять, что это не замена шила на мыло. Ведь новые автобусы удобнее и комфортнее. Что касается маршруток, которые соединяют город и область, я не считаю, что 47‑му региону надо в точности брать пример с Санкт-­Петербурга. Там есть свои нюансы. Во-первых, для небольших населенных пунктов маршрутки удобнее, хотя они менее комфортны. Во-вторых, тут все зависит от масштабов. В некоторых случаях, например на дорогах без качественного твердого покрытия, замена пазика низкопольным автобусом скажется на скорости передвижения. Хотя недавно я сам ездил за город на новом лазурном автобусе. Просторно, удобно и выгодно», — поделился мнением Виталий Горохов.

В общем, говорить о том, что маршрутки полностью ушли из Петербурга, пока рано. Но контролировать их будут строже — это факт. Впрочем, горожане, которые поначалу протестовали против отказа от маршруток, постепенно отвыкают от этого вида транспорта.

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах