МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

Свет в конце тоннеля: как идет строительство станции метро «Горный институт»

Петербургская подземка, открытая 15 ноября 1955 года, считается второй по величине и старшинству на постсоветском пространстве и в СНГ после московской. Сегодня метро Северной столицы — это пять линий и 72 расположенные на них станции, многие из которых благодаря оригинальному архитектурно-­художественному оформлению даже признаны объектами культурного наследия России. 

Глубина станции составит около 70 метров. Фото автора

А еще наш метрополитен один из самых глубоких в мире. Словом, есть чем гордиться. Но сеть необходимо развивать, о чем последние несколько лет кричат горожане и с чем, несомненно, согласны в правительстве — один из самых острых вопросов даже включили в новый проект Генерального плана. И неспроста. Ведь долгие годы в Петербурге не утихали скандалы, связанные в том числе со срывами сроков введения новых объектов в эксплуатацию. Среди них, например, «Горный институт». Станцию очень ждут жители Васильевского острова — наиболее изолированной от других районов части города. Чтобы узнать, как идут дела на стройплощадке, журналист «МК в Питере» лично спустилась в шахту. Передаем ей слово.

 70 метров под землей

Станция метро «Горный институт» расположится за «Театральной» — в южной части Васильевского острова, она на момент запуска станет конечной на Лахтинско-­Правобережной линии (оранжевая ветка) при продлении ее на северо-­запад. Сейчас же за памятником первому и единственному мэру Петербурга Анатолию Собчаку, в честь которого в свое время отказались переименовать «Горный институт», возвышается забор, огораживающий строительный городок. Судя по рендерам, которые можно найти в Сети, внешний вид здания будущего «Горного института» будет современным. Во внутреннем же убранстве станции должна найти отражение идея Доменико Трезини и Петра I сделать Васильевский остров местом, где горожане будут передвигаться по каналам, поэтому опорные пилоны сводов подземного вестибюля планировалось облицевать голубым мрамором. Что получится в итоге — покажет время.

Последние новости ждали меня, конечно, внизу, куда я в сопровождении сотрудников АО «Метрострой Северной столицы» спустилась на специальном лифте. На мне были каска и спецодежда. Не понадобились разве что сапоги: там, где скоро будут ходить поезда, достаточно чисто (видно, что работы близятся к завершению), поэтому обычные кроссовки, несмотря на редкие лужицы, не пострадали.

Справка «МК»

Строительство «Горного института» и «Театральной» началось в 2013 году. Изначально планировалось, что до первой петербуржцы смогут доехать в конце 2019‑го. Но в 2018‑м городские власти сообщили об опоздании, с которым компания-­подрядчик собрала щит для проходки наклонного хода. Кроме того, в 2017‑м метростроевцы ударно прокладывали продолжение зеленой ветки, и рабочих рук просто не хватало.

Срок сдачи станций перенесли сначала на 2021‑й, а затем на 2023‑й. Новая дата по контракту — декабрь 2024 года.

Избегая сложных терминов, скажу, что маршрут «экскурсии» пролегал по разным тоннелям, например станционным и вентиляционному, удалось заглянуть туда, где будут находиться разные технические помещения, а также эскалаторы (для них сейчас как раз делают фундамент). Правда, в окружении бетона с первого раза сложно понять, где именно ты находишься. Например, еще нет платформ — их пока не забетонировали.

«Горный институт» относится к типу пилонных — разновидности станций метрополитена, находящихся на большой глубине. В данном случае это около 70 метров. Что, как рассказал заместитель начальника участка АО «Метрострой Северной столицы» Роман Гридасов, для Петербурга не рекорд. Для сравнения: глубина заложения «Площади Ленина» (красная ветка) — 71 метр, а «Адмиралтейской» (фиолетовая ветка) — 86 метров. Последняя по этому показателю обходит остальные в России и многие в мире.

По приблизительным оценкам, «Горный институт» готов на 85%. Точнее сказать сложно, ведь цифра складывается из целого ряда работ — проходческих, горно-­капитальных, строительно-­монтажных, отделочных, которые ведутся параллельно.

«Осталась небольшая проходка из группы камер съезда № 4 — нам нужно преодолеть 16 метров, чтобы соединиться в сторону бокового станционного тоннеля № 2. Это основные горнопроходческие работы. Но нужно завершить и небольшие задачи, например доделать прикамерки к санузлам — их намечается четыре. Остаются также бетонные и отделочные работы — на станции и в боковых тоннелях», — рассказал Роман Гридасов.

Стараясь поспеть к сроку, на объекте круглосуточно трудятся около 270 человек из четырех организаций. 

  Строительный метрогородок за памятником Собчаку. Фото автора

Насущная необходимость

 Сравнивать нашу подземку с московской, наверное, нет никакого смысла. Конечно, столичная в несколько раз больше, да и появилась она лет на 20 раньше. Однако сеть Петербургского метрополитена все же достаточно крупная и разветвленная. Многие станции открылись еще в советское и постсоветское время. Одной из старейших считается, например, «Василеостровская». До определенного времени она и «Приморская» единственные обеспечивали доставку людей на Васильевский остров. В 2015 году в эксплуатацию ввели второй вестибюль «Спортивной», по другую сторону Тучкова моста. Безусловно, это упростило жизнь местных жителей. Но в сердце Северной столицы все еще есть отдаленные места, куда, если спешите, добраться можно лишь на наземном общественном транспорте.

Среди таких Санкт-­Петербургский горный университет, который располагается далеко за Благовещенским мостом, нередко «замирающим» в пробках. Сегодня это один из самых крупных вузов, обеспечивающих кадрами и разработками в области минерально-­сырьевой и металлургической промышленности всю страну. Там обучаются будущие горняки, нефтяники, геологи и строители. Один из выпускников высшего учебного заведения, Алексей, будучи студентом, ездил на лекции на автобусе, садясь в него на углу 8‑9‑й линий и Среднего проспекта В. О.

«Туда ходил и ходит, например, № 1. Есть также троллейбусы и трамваи. Иными словами, с тем, чтобы пересесть на другой общественный транспорт, проблемы нет. В моем случае она заключалась в другом: мне, как жителю Ленобласти, приходилось добираться сначала на маршрутке до «Московской», затем на метро до «Василеостровской», ну а дальше вы знаете. Непросто ежедневно вот так скакать туда-сюда. Существуй станция «Горный институт» в мое время, конечно, было бы полегче», — говорит мужчина.

К слову, мой маршрут до стройплощадки был примерно таким же. Разве что от «Василеостровской» решила добираться прогулочным шагом. Повезло: позволили и погода, и время.  

Строительство «Горного института» и «Театральной» началось в 2013 году. Фото автора

Да будет метро 

По мнению некоторых петербуржцев, в городе не хватает десятков станций метро — как на окраинах, так и в центре. Постоянный перенос сроков их открытия возмущает людей до глубины души. На планах ввода новых объектов в эксплуатацию отразилась в том числе ситуация с «Метростроем». Компания долгие годы была единственным строителем петербургской подземки, которая в итоге оказалась в предбанкротном состоянии. В октябре 2020 года для решения проблем с метростроением город при участии ВТБ создал «Метрострой Северной столицы». «Горный институт» станет одной из первых станций, которую благодаря слаженной работе компании запустят в срок.

Самые глубокие станции мира

- Северная Корея, Пхеньян, «Пехунг» — около 120 метров

- Украина, Киев, «Арсенальная» — 105,5 метра

- Грузия, Тбилиси, «Руставели» — около 100 метров

- Китай, Чунцин, «Хунтуди» — 94 метра

- США, Портленд, «Вашингтон-­Парк» — 79 метров

- Россия, Москва, «Парк Победы» — 73 метра

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах